Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Тормоз для ГАЗ

24.04.2019

Мы должны внедрить на наших предприятиях систему
постоянных улучшений. Если мы застываем, то
на следующий день мы теряем, проигрываем с точки зрения
положения на рынке, эффективности производства.

Олег Дерипаска

 

Надо сказать, всю минувшую неделю я провел в Южно-Сахалинске на стратегической сессии, посвященной развитию региона – Сахалинской области. Работать с инфопотоком времени практически не было, вернулся обратно в Москву я лишь в субботу, параллельно поймал задорный восьмичасовой джетлаг – но, всё же перебрав недельный инфопоток, обнаружил в нём историю о письме группы ГАЗ Олега Дерипаски на адрес вице-премьера Дмитрия Козака. И говорится в том письме, ни много ни мало, о необходимости оказать автогиганту весьма солидную помощь, в противном же случае история закончится падением объёмов производства на 40% с последующим его банкротством. Данная ситуация, очевидно, является неординарной и потому однозначно требует комментария.

Итак, в чем заключается суть вопроса?

Концерн ГАЗ запрашивает у государства поддержку в размере 29,5 млрд. рублей. Обуславливается это тем, что иначе компанию может постигнуть дефолт (т.е. ситуация, в целом, имеет финансовый генезис) с заметными социально-экономическими последствиями. Известно также, что в сложившейся ситуации заметную роль сыграли внешние санкции: из-за них концерн был вынужден в прошлом году увеличить кредитный портфель на 20,7 млрд. рублей (до 73,6 млрд. рублей), нарастив заодно оборотный капитал на 24,7 млрд. рублей. При этом итог прошлого года был негативным – компании пришлось потратить всю прибыль на пополнение оборотного капитала, а денежный поток сократился на 11 млрд. рублей.

Можно заметить, что здесь отрабатывает принцип "угроза санкций страшнее самих санкций". Олег Дерипаска и его основные активы (включая ГАЗ) были включены в санкционный список (SDNlist) ещё год назад, в апреле 2018 года – но фактическая активация этих санкций постоянно откладывалась, и в настоящий момент предполагаемой датой такой активации является 6 июля. Тем не менее, работает оно уже сейчас: концерну сложно перекредитовываться на Западе, поскольку тамошние финансовые институты не хотят связываться с токсичным заёмщиком, в результате деньги приходится брать на внутреннем рынке капитала, где кредиты стоят дороже в обслуживании в силу более высокой ставки.

Соответственно, вполне логичным выглядит желание ГАЗ получить, в рамках этого пакета помощи, субсидирование процентной ставки; как сообщается, ежемесячные проценты по кредитам уже достигли 700 млн. рублей. Кроме того, есть предложение часть денег "направить на поддержку госпотребителей техники ГАЗа на основании сформированного спроса ведомств и учреждений", иначе говоря, концерн испытывает желание дополнительно укрепить гарантированный государственный спрос на свою продукцию. Он, отметим, уже существует – так, в прошлом году ГАЗ взял деньги за поставки машин скорой помощи и школьных автобусов, кроме того, определенные средства были получены и от Росгвардии.

Кроме того, ГАЗ вновь заговорил об импортозамещении, желая получить на неё сколько-нибудь денег. Текущая локализация производства составляет порядка 60% по компонентам автомобилей, в зависимости от модели (осмелюсь предположить, что процент локализации будет заметно меньше  в используемом оборудовании) – и ГАЗ рассчитывает на помощь в деле разворачивания проекта, нацеленного на замену определенных критических узлов производимых автомобилей.

Что здесь можно сказать?

Во-первых, ГАЗ, конечно, прав относительно социальных рисков. Производство автомобилей как отрасль обладает весьма высоким мультипликатором на смежников, этот уровень вполне сравним с таковым у строительной отрасли. Иными словами, один уволенный с ГАЗа рабочий также оставит без средств к существованию 6-8 человек по всей производственной цепочке. Если же сюда добавить жён и детей, то окажется, что описанные риски дефолта, банкротства и некой трансформации группы ГАЗ, с учётом общего коллектива в 60 тыс. человек, прямо затронут не менее полумиллиона граждан. Можно предположить, что такой подарок правительству никак не нужен, особенно на фоне продолжающих проявлять активность очагов народного недовольства в Ингушетии и в Архангельской области.

Во-вторых, вся эта история чем-то напоминает то, что было в самый острый момент предыдущего крупного кризиса – в 2008-2009 годах. Тогда, напомню, государство совокупно потратило около $200 млрд. на поддержку экономики; впрочем, львиная доля этих средств осталась в компаниях финансового сектора. Сейчас кризиса пока ещё нет – но звоночки такого рода, прямо скажем, не стимулируют надежд на светлое будущее.

В-третьих, деньги у правительства на это, я предполагаю, в наличии. В конце концов, у страны профицитный бюджет, баррель нефти стоит достаточно дорого, идет пополнение резервов, а ЦБ не даёт рублю чрезмерно укрепляться. С другой стороны, в таком деле – оказании господдержки без формально рискованных внешних условий – стоит только начать, как немедленно выстроится очередь из разнообразных "капитанов бизнеса", рассказывающих про то, как им теперь сложно живется и просящих у казны денежку малую. Соответственно, становится понятной и реакция правительства. Оно отнеслось к инициативе группы ГАЗ довольно прохладно, отделавшись дежурными фразами о необходимости детальной проработки сложившейся ситуации. Кроме того, по имеющейся информации, есть надежда, что проблему удастся как-то решить через передачу контроля над этим активом, подобно тому, что произошло с  En+.

В-четвертых, нельзя не отметить, что во всей этой истории на первое место вновь вышла санкционная тема. Оказывается (в очередной раз), что они действительно вредят экономике страны, вынуждая обращаться за помощью. Впрочем, об историческом опыте введения санкций и о смене восприятия их российскими официальными лицами я уже писал год назад, поэтому повторяться не будем.

Скорее всего, эта сложившаяся неопределенность в ближайшее время никак разрешена не будет. Её, вероятно, пустят на самотек, мол, пусть идёт как идет, а там посмотрим по ситуации – в конце концов, запрошенная сумма действительно не является неподъёмной для бюджета, по крайней мере сейчас. Скорее, сейчас резко выросла озабоченность "Роснефтью". Напомню, что недавно мексиканское издание Reuters выпустило на английском языке (т.е. для западного читателя) статью, в которой рассказывало о роли "Роснефти" в продаже венесуэльской нефти индийцам в обход американских санкций. "Роснефть" назвала эти рассуждения и факты ложными и, в типично советской риторике, присвоила Reutersтитул "псевдоагентства", заявив, что намерена добиться "пресечения противоправной деятельности" Reuters на территории России. Что здесь правда, а что вымысел – говорить не берусь, но этот повод может привести к ужесточению санкций уже против самой "Роснефти", что, в свою очередь, породит проблемы более крупные, чем те, что есть сейчас у группы ГАЗ.

Впрочем, это пока спекуляции, но можно констатировать, что с многократно обещанными экономическими прорывами, рывками и прочими резкими движениями дела идут как-то уныло. ГАЗ – действительно крупный и важный российский автопроизводитель, и он действительно столкнулся с заметными проблемами. Их можно было бы решить через расширение сбыта – но падающие реальные доходы населения не позволяют сделать это рыночным путём, в результате чего приходится обращаться к государству, чья помощь никак не гарантирована.

Опубликовано 21.04.19 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, бизнес в России

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены