Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

День хомяка

30.07.2018

На следующий год мы засеем сто гектар –
и нехай хомяк подавится!

– Фольклорное

 

Последние три дня инфопоток стал полностью предсказуемым – львиную долю его забил вопрос пенсионной реформы. Да, мы воспользуемся этим словом, что вдвойне забавно, поскольку, согласно всяким там непроверенным вредным слухам, по основным СМИ были разосланы темники, в которых указывалась нежелательность его употребления – мол, вызывает негативные коннотации и ассоциируется с "теми самыми" 90-ми годами прошлого века. Пенсии действительно забили всё, меня отдельно умилило составление некоторыми товарищами поименных списков тех депутатов Госдумы, кто проголосовал в четверг "за", приняв в первом чтении данный закон, равно как и поиск скрытого смысла в протестном голосовании Наталии Поклонской и неучастии в голосовании 8 других депутатов "Единой России" – словно эти списки могут иметь какое-либо значение. Мне, однако, более интересна параллельная история, которая оказалась в тени всей этой пенсионной истории. Речь пойдет о разнообразных налоговых и квази-налоговых новациях, которые входят в нашу жизнь.

Для начала надо напомнить, что у государства (стационарного бандита, силового каркаса социума, оператора локальной инфраструктуры – кому какое определение ближе) своих финансовых ресурсов, как правило, нет. Всё, что у него есть и чем оно может оперировать – разнообразные бюджеты всех уровней, всякие государственные фонды и прочие "копилки" пополняются за счет денег, принудительно изъятых у населения, обитающего на данной территории. Не стоит забывать также о том, что это изъятие подразумевает наличие аппарата применения легитимного насилия: за милой девушкой в полупрозрачной блузке, сидящей в местном отделении ФНС, маячит тень могучего бойца в бронежилете, оснащенного всем арсеналом спецсредств для обеспечения кооперации. Это, очевидно, не исключительно российская ситуация – она является таковой практически везде, за исключением, в некоторой степени, Исландии и Швейцарии. Из этого простого соображения следует вывод, что государство, при отсутствии компенсаторных механизмов в социуме (важнейшими из которых, на мой взгляд, стоит признать реально работающую демократию и её оборотную сторону – вооруженность социума), постоянно стремится выдоить как можно больше денег из граждан, дабы потратить их на "нечто важное". И чем выше уверенность государства (власти) в своих силах – тем более активно оно действует в этом направлении. При этом я не даю этических (и, тем более, экономических) оценок самому этому явлению – ситуация такая, какая она есть.

Кое-какая демократия в РФ всё же присутствует, что довольно странно, ведь по опросам двухлетней давности подавляющее большинство россиян – 66% – полагают, что стране "необходима твердая рука, которая наведет порядок", а 69% видят необходимость в дальнейшем усилении роли государства во всех сферах жизни; маловероятно, что эти цифры за истекшее время сильно изменились. Итоги известны – конституционное большинство ЕР в Госдуме и более чем уверенная победа Владимира Путина на недавних президентских выборах. Государство, таким образом, получило карт-бланш на широкий спектр мер, каковые и начали реализовываться – та самая "твердая рука" (милое понятие, отдает чем-то из сферы BDSM – впрочем, исследование предпочтительных сексуальных практик граждан РФ стоит всё же оставить за кадром) активизировала свою деятельность.

Во-первых, это повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% уже с начала 2019 года. Закон об этом повышении на истекшей неделе прошел уже второе чтение, первое было двумя неделями ранее, а третье намечено на 24 июля. При этом никаких особых поправок в законопроект внесено не было, и движется он, по сути, тихо, незаметно, но весьма быстро. Резон понятен – на кону примерно 600–620 млрд. рублей, которые будут извлечены из карманов граждан и поступят в бюджет; опять же, для властей не слишком мудро акцентировать на этом внимание, в дополнение к пенсионному недовольству – особенно сейчас, когда "футбольный допинг" наконец-то рассеялся. При этом против этой инициативы выступил экс-министр финансов, ныне глава Счетной Палаты Алексей Кудрин – по его мнению, для пополнения бюджета в тех же размерах было бы достаточно изменить цену отсечения по нефти в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель. Но эти доводы не были приняты парламентом.

Во-вторых, отдельного упоминания заслуживает вся эта сложная история с "налоговым маневром" в нефтяной отрасли, и смежный с этим вопрос акцизов на бензин. Налоговый маневр – повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и сопутствующее снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 году. Реформа должна была завершиться в 2017 году, когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 году Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив НДПИ. Реформа эта, однако, застопорилась – фактически, произошел мощный конфликт интересов правительства, нефтяников, переработчиков, лоббистов и так далее. При этом НДПИ повышался, соразмерного снижения пошлин не происходило, параллельно росли акцизы на бензин; для справки: в РФ доля акциза в стоимости бензина 63-65%, в США – около 22-24%, и это при практически одинаковой стоимости литра топлива на заправке. Сыграла свою роль и разница в пошлинах на экспорт сырой нефти и продуктов переработки. Ситуация в итоге оказалась весьма запутанной, но совершенно однозначной для нефтяников – налоговый гнет стал таким, что для получения хоть какой-то прибыли цены на бензин пришлось резко повышать, причем чуть ли не в 10 раз быстрее официальной инфляции. При этом траты на бензин весьма схожи с расходами на уплату НДС – оба этих вида расходов немедленно отражаются на цене товаров для конечного потребителя. Люди взвыли, пошли народные выступления – и правительство, вероятно, не желая портить картинку перед футболом, приняло решение не проводить с 1 июля плановое повышение акцизов – и даже несколько снизить их. В обмен на это с нефтяных компаний было взято обещание удерживать какое-то время цены на бензин – и вроде бы пока это удаётся. Сам же маневр, судя по всему, наконец-то будет завершен – законопроект об этом прошел второе чтение, и итогом этого будет пополнение бюджета на 1,1–1,6 трлн. рублей за ближайшие шесть лет.

Третья история является весьма странной – и тем внимательнее стоит к ней отнестись. Из регионов сообщают, что местные отделения ФНС стали массово рассылать гражданам налоговые квитанции на отсутствующие у них по документам земельные участки – требуя, что характерно, уплаты земельного налога. На естественный вопрос "какого, собственно" из ФНС обычно следует ответ "такие данные у нас от Росреестра". Переписка с этой структурой на тему "и где это я вступил во владение" также ни к чему не приводит – и отказаться от такого "подарка" со стороны государства юридически оказывается крайне сложно. При этом надо понимать, что речь идет не о "золотой миле", не о ценном активе вида "земля в курортной зоне", и даже не о хрестоматийном метре государственной границы – обычно это никому не нужные земли, которые, однако, подпадают под налог. Складывается впечатление, что подобного рода эксцессы есть тихая политика местных (не федеральных) властей – поскольку земельный налог поступает в бюджет региона, а они сейчас массово дефицитны.

В-четвертых, никуда не делась и затея обложить налогом самозанятых граждан. Концепция этого налога была доработана Минфином, ведомство предлагает установить налог на уровне 2,5% с выручки для тех, кто оказывает услуги гражданам и при работе на основании патента, и 4,5% для предоставляющих услуги организациям и для сдающих имущество в аренду. При этом о самом размере ставок пока еще идет дискуссия, они не установлены окончательно. Цель всё та же – государство хочет получить свою долю от доходов, которые имеют люди в рамках эксполярной (гаражной) экономики.

В общем-то, и всю историю с пенсионной реформой можно рассматривать в этом же ключе. По сути, её можно свести к одному действию – государство даст гражданам меньше денег (т.е. больше оставит себе), при этом старательно доказывая гражданам, как это для них хорошо, полезно и правильно. Правда, иногда случается мило и забавно – так, Ян Лузин, депутат законодательного собрания Псковской области, в своем выступлении сравнил граждан с непонятливыми детьми, а противников пенсионной реформы – с "врагами народа". "Сильная рука", столь любимая россиянами – как она есть.

Подведем итоги. Получается, что государство четко и однозначно задалось целью выдоить побольше денег из населения. Цель этого старательного запрятывания денег в защечные мешки, подобно известному пушистому зверьку, также просматривается – с наибольшей вероятностью это очередной "майский указ" Владимира Путина, на реализацию которого не хватает, по текущим данным, 8 трлн. рублей. Смысла в этом, на мой взгляд, немного – историю реализации российских программ и планов я рассматривал полтора месяца назад и, если кратко, успехами здесь особыми не похвастаешься. Соответственно, нет никаких резонов ожидать успеха и от этой программы – но процесс изъятия денег, который уже начался, остановить весьма сложно. Собственно говоря, остановка эта маловероятна в эволюционном формате – и как возможное решение на ум приходит лишь нечто, семантически связанное с понятиями "экстремизм", "Майдан", "кровавые шекели Госдепа" и тому подобными хтоническими ужасами, от которых добропорядочным и благонравным россиянам надо держаться подальше. Кстати говоря, недавно по этому пути пошли на Гаити – рост цен на бензин привел к массовым протестам населения и уходу правительства в отставку. Впрочем, это их дело.

Надо также понимать, что повышение налогов всегда, сразу и резко негативно отражается на ВВП страны – просто потому, что изъятие денег ведет к падению совокупного спроса граждан. Даже если бы этот спрос весь ушел на импортные товары, это всё равно привело бы к росту – оптовая и розничная торговля вкупе с логистикой взяли бы свою долю. При этом совершенно не факт, что эти деньги, будучи использованы изъявшим их государством, принесут такую же пользу экономике – это запросто может оказаться неэффективная бессмысленная инвестиция. Иначе говоря, Россию в обозримом будущем, помимо усиления налогообложения, ждет еще и замедление экономического роста либо даже переход его в отрицательную область. Всё это – на фоне уже идущего замедления: по данным Минэкономразвития, рост ВВП с 2,2% в апреле и мае сократился до 1,1% в июне, что почти вдвое ниже планки, которую правительство поставило в качестве цели на текущий год (1,9%). При этом МЭР уже были вынуждены скорректировать свой прогноз в полтора раза – с 2,2% тремя месяцами ранее они ожидают годовой рост всего лишь на уровне 1,4%. Картина становится еще более неприглядной, если вспомнить про вполне комфортные уровни цен на нефть и профицитный бюджет – что опять же не стыкуется с идеей повышения налогов.

Но опять же – граждане сами дали государству право на проведение в жизнь всех этих мер, так что удивляться и печалиться тут особо нечему. Правда, картина может несколько измениться после 9 сентября – единого дня голосования. Там и посмотрим.

Опубликовано 22.07.18 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, бюджет, налоги

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены