Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Кластер и предпосылки его появления

09.05.2018

В Неокономике мы говорим о кластерном типе развития, но в диалогах и спорах понимаем, что изначально важно определиться с самим понятием «кластер».

Считается, что первым в научный оборот понятие кластера ввел Майкл Портер в 1990 г[2]. Потом понятие кластера пытались формулировать и многие другие экономисты. Ниже приведены определения кластера, собранные с 1990 г. Определения, которыми на сегодня пользуются экономисты для характеристики кластеров и работы с ними.

Табл. 1. Разнообразие определений кластера

автор

год

источник

определение

Porter

1990

The competitive

advantage of nations

Промышленный кластер – ряд отраслей, связанных через связи покупатель-поставщик или поставщик-покупатель, или через общие технологии, общие каналы закупок или распределения, или общие трудовые объединения.

Schmitz

1992

On the clustering

small firms

Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.

Swann and Prevezer

1996

A comparison

of the dynamics

 of industrial

clustering

in computing

and biotechnology

Кластеры – группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области.

Enright

1996

Regional clusters

and economic

development

Региональные кластеры – это промышленные кластеры, в которых фирмы участники находятся в тесной близости друг к другу.

Rosenfeld

1997

Bringing business

clusters into

the mainstream

of economic

 development

Кластер – концентрация фирм, которые способны производить синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости, даже при том, что их масштаб занятости может не быть отчетливым или заметным.

Porter

1998

On competition

Кластер – географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанная общностями и взаимодополнениями.

Feser

1998

Old and new

Theories

 of industry clusters

Экономические кластеры не только связанные и поддерживающие отрасли и институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей.

Swann and Prevezer

1998

The dynamics

of industrial clustering

«Кластер» означает большую группу фирм в связанных отраслях в отдельной местности.

Elsner

1998

An industrial

policy agenda 2000 and beyond

Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально. Функциональный подход подчеркивает качество существующих взаимосвязей между фирмами и институтами, поддерживающими кластер, и такие взаимосвязи определяются через рынок.

Steiner and Hartmann

1998

Learning with clusters

Кластер – ряд взаимодополняющих фирм (в производственном или обслуживающем секторах) общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития, которые связаны рынком труда и/или связями затрат – выпуска, и/или технологическими связями.

Roelandt

and den Hertag

1999

Cluster analysis

and cluster-based

policy making in OECD countries

Кластеры могут быть охарактеризованы как сети производителей сильно взаимозависимых фирм (включая специализированных поставщиков) связанных друг с другом в добавляющей стоимость цепи производства.

Simmie and

Sennett

1999

Innovation in the

London metropolitan

region

Мы определяем инновационный кластер как большое количество связанных индустриальных и/или сервисных компаний, имеющих высокий уровень сотрудничества, типично через цепь поставок, и функционирующих при одинаковых рыночных условиях.

Bergman

and Feser

1999

Industrial and

regional clusters

Промышленные кластеры могут быть определены в самом общем виде как группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого члена фирмы. Кластер связывают вместе сделки купли-продажи или общие технологии, общие покупатели или каналы распределения, или трудовые объединения.

Bergman and Feser

1999

Industrial and

regional clusters

Региональные кластеры – это промышленные кластеры, которые сконцентрированы географически, обычно внутри региона, который образует столичный район, рынок труда и другие функциональные хозяйственные единицы.

Egan

2000

Toronto Competes

Кластер – это форма промышленной организации, которая зависит от сетей высокоспециализированных, взаимосвязанных фирм частного сектора и учреждений общественного сектора, чья конечная продукция проникает на рынки за пределы центрального (metropolitan) региона.

Crouch and

 Farrell

2001

Great Britain:

falling through

the holes in

the network concept

Более общая концепция кластера предполагает нечто более широкое: тенденция для фирм подобного типа бизнеса располагаться близко друг к другу, хотя без обладания особенно важным присутствием в области.

Van den Berg, Braun and van Winden

2001

Growth clusters in

european cities

Популярный термин – кластер наиболее тесно связан с местным или региональным размахом сетей … Большинство определений разделяют понятие кластеров как локализованных сетей специализированных организаций, чьи процессы производства – тесно связаны через обмен товарами, услугами и/или знанием.

OECD

2001

2002

World congress on local clusters

Regional clusters

in Europe

Региональные кластеры относятся к географически ограниченным концентрациям взаимосвязанных фирм и могут использоваться как ключевое слово для более старых концепций подобно индустриальным районам, специализированным промышленным агломерациям и местным производственным системам.

Visser and

 Boshma

2002

Clusters and

networks as learning

devices for individual

firms

Кластеры определяются как географические концентрации фирм, вовлеченных в подобную и связанную деятельность.

Andersson

et al.

2004

The cluster policies

white book

Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установлении тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности.

Источник: http://pandia.ru/803211/ Статья Экономические кластеры: понятия и характерные черты. Марков Леонид Сергеевич. Институт Экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск

Как видно из определений, все они статичны. Они дают фотографию, но не описывают фильма. Поэтому они упускают важнейшую особенность кластеров, на которой неокономика делает акцент.

Кластер - это постоянно развивающаяся среда, которая характеризуется постоянным совершенствованием процессов производства, созданием новых продуктов и стабильным сбытом созданных продуктов. Причем это касается как конечных продуктов производственных сетей, так и промежуточных продуктов необходимых для улучшения работы внутри производственных сетей (мы намеренно вводим понятие производственная сетей, так как термин производственная цепочка слишком ограничен).

Любопытно, что данные в таблице определения четко делятся на определения, описывающие кластер на его начальном этапе формирования (кластеры определяются как скопления однородных фирм – выделены голубым), и определения, характеризующие кластер на этапе зрелости (кластер как сетевое объединение производств – на белом фоне).

По сути, при изучении и создании кластера и нужно понимать этот путь от скопления однородных предприятий до формирования на их базе производственной сети с выходом на объемный рынок сбыта.

Предпосылки для появления кластера

Кластер может появится при наличии следующих условиях:

1. Наличие крупного и постоянно расширяющегося рынка для продукции кластера (волны спроса).

При наличии этого фактора есть смысл углублять разделение труда по кластерной модели и создавать новые производства внутри производственной сети.

2. Внешняя данность, на базе которой могут формироваться однородные предприятия. Если найти такую данность, можно ответить на вопрос, почему в какой-то момент на определенной территории начал складываться кластер, то есть начало формироваться скопление однородных предприятий, которые со временем стали трансформироваться в сетевое производство.  

Так, например, модный кластер Италии образовался в свое время в ответ на спрос после Второй Мировой войны в красивой и качественной, но массовой одежде. При этом данностью территории, которая позволила создать модный кластер, было естественное преимущество Италии – колыбели искусства. В этой стране испокон веков был развит хороший вкус, который требовался для создания действительно красивых вещей. Ну и дополнительным фактором стала дешевизна рабочей силы в разоренной после войны стране (этот фактор был во всей Европе, но сработал на формирование модного кластера в Италии). В итоге за счет сочетания двух ключевых факторов (волны спроса и естественной данности) сложился итальянский модный кластер. Изначально как совокупность однородных предприятий, а затем как сетевая цепочка производств: от разработки дизайнов и до сбытовых компаний.

В Финляндии и в Швеции была другая данность - лес. Изначально на этой почве там сконцентрировались лесопильные предприятия, затем выросла производственная сеть: от заготовки леса до производства и сбыта машин для обработки леса. 

Данностью может быть не только естественное преимущество территории, но и искусственно созданная инфраструктура, вокруг которой могут концентрироваться предприятия.

Лучшим примером этому служит гальванический кластер в Китае. Само гальваническое производство крайне неэкологичное и требует сооружения дорогих очистных сооружений. В Китае правительство вложило средство в создание таких очистных сооружений на отдельно взятой территории и создало кластер, предприятия которого на сегодняшний день сбывают свою продукцию по всему миру.

При этом кластеры существуют, пока на их продукцию есть спрос, и они могут окупить дальнейшее развитие предприятий, которые работают внутри него. Как только такой спрос схлопывается, кластер начинает деградировать.

Далее мы поговорим о том, можно ли построить кластер и что при этом важно учитывать.



[1]В широком смысле: учитывая общую (по всей производственной цепочке) трудоемкость производства, скорость обновления товарной номенклатуры, качество и т.д.

[2]На самом деле, достаточно подробное, хотя и совершенно недостаточное теоретическое описание кластеров дал еще А.Маршалл в книге «Принципы экономикс» в 1890 г. Несмотря на непререкаемый авторитет Маршалла для неоклассической экономической теории, соответствующие главы его книги долгое время пребывали в забвении, и только в 80-е годы 20-го столетия привлекли внимание экономистов.

Метки:
Мировая экономика

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены