Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Новый Карфаген

20.06.2017

Carthago delenda est!

– Marcus Porcius Cato

 

Есть такой хороший американский сериал "Босс". Скромные два сезона, 8 и 10 серий соответственно, стандартный хронометраж. Повествует он о, скажем так, особенностях американской региональной политики, во всей её выпуклости и красоте, и сделано это весьма захватывающе. И среди прочего есть в этом сериале (в самой первой серии) любопытный момент – когда главному герою, мэру Чикаго Тому Кейну, требуется протащить через нелояльный городской совет нужную ему законодательную инициативу (связанную с, извините, реновацией на древнем кладбище), он, по совету ближайшего помощника, пристыковывает её к годовому городскому контракту на вывоз мусора. Логика проста – не принять "мусорное" решение нельзя, иначе город утонет в отходах. Он и утонул – на некоторое время, пока "народные избранники" не дозрели до правильного решения.

Примерно по этому же алгоритму 15 июня Сенат (верхняя палата Конгресса) одобрил законопроект о введении новых санкций против РФ. Изначально данный законопроект был, вообще говоря, про Иран и его ядерную программу – меры относительно России были введены в него отдельным блоком поправок. При этом сенаторы проявили завидное единодушие – документ был одобрен 98 голосами из 100, после чего поступил в Палату представителей, где его, скорее всего, ожидает такая же судьба.

Данная ситуация интересна тем, что законопроект был очень быстро протащен сквозь дебри законотворческой работы Сената. Связано это с тем, что он, по сути, являет собой несколько измененный комплект мер, который разрабатывался ещё в январе, под инаугурацию Дональда Трампа. Смысл этого для американской политики понятен – текущие санкции США против РФ введены посредством пяти президентских указов Барака Обамы, а работа через Конгресс предполагает повышение их до уровня полного закона, который, соответственно, гораздо сложнее отменить либо же ослабить, в отличие от указа – и это в дополнение к усилению самих санкций. При этом вероятность того, что Белый дом наложит на этот законопроект вето является достаточно низкой, поскольку это, во-первых, поддаст масла в огонь тех, кто критикует "близость Трампа и Москвы", а, во-вторых, попросту лишено смысла – это вето, судя по итогам голосования в Сенате, будет с легкостью преодолено Конгрессом.

Сам законопроект является очень серьезным. Во-первых, он предполагает, что американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки более чем на двухнедельный срок, против трехмесячного в настоящий момент. Во-вторых, предлагается ограничить сроки финансирования российских компаний нефтегазового сектора – для них будет установлен срок кредитования в 30 дней, при этом под ограничения могут также попасть госкомпании, работающие в секторах железнодорожного и судоходного транспорта. В-третьих, санкции грозят и тем, кто предоставляет "товары, услуги, технологии, информацию или поддержку" для строительства российских трубопроводов – и это касается не только РФ, но и третьих сторон, причём  в документе присутствует оговорка: "если введение санкций против третьих лиц не вредит американским национальным интересам". В-четвертых, под удар (запрет въезда и заморозка активов) попадают также персоны и структуры, которые оказывают "значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку" Дамаску – т.е. режиму Башара Асада. В-пятых, через полгода предполагается расширение санкций на тех лиц, которые окажутся вовлечены в «значительные транзакции» с представителями разведывательных служб или оборонного сектора России. В-шестых, законопроектом предусматривается создание Минфином США специального подразделения, которое будет заниматься отслеживанием и перекрытием относящихся к России потоков незаконных финансовых средств, если эти средства будут проходить через финансовую систему США. Наконец, отдельно умиляет пункт санкций в отношении лиц, замешанных в "незаконном получении прибыли" в результате "приватизации государственных активов" в России на сумму не менее $10 млн.

Реакция на всё это последовала незамедлительно.

Для начала неудовольствие высказал Белый дом. По его мнению, данные действия являются чрезмерными, они слишком серьезно загоняют Россию в угол и тем самым связывают руки уже именно что американской исполнительной власти. Этого недовольства следовало ожидать – в конце концов, американская внутренняя политика являет собой перманентный конфликт. По сути, США постоянно живут в рамках выборного цикла, парламентские, президентские либо же губернаторские выборы всегда на подходе, уж не говоря о выборах в штатах и муниципалитетах. Соответственно, это недовольство является штатным проявлением; при этом определенная свобода рук для президентской администрации присутствует в самом законопроекте – ей будет предоставлена возможность активировать те или иные компоненты санкций, в зависимости от входящих условий.

Понятно, отреагировала Москва. "Они не поставят нас в тупик, но только навредят двусторонним отношениям" – примерно так ответил на это Владимир Путин. Опять же, это было ожидаемо – мол, оно печально, но никак не фатально. Кроме этого, это вполне ложится и в канву недавнего фильма Оливера Стоуна про Владимира Путина, где президент назвал США и американцев друзьями, с которыми есть разногласия; наверное, это действительно так, хотя мне что-то вспоминается обсценная поговорка про "божью росу".

Разумеется, отреагировала и Европа. Было выпущено совместное заявление двух стран, Германии и Австрии, за подписями главы МИД Германии Зигмара Габриэля и премьер-министра Австрии Кристиана Керна. Это тоже было ожидаемо – по сути, новые американские санкции ставят палки в колеса российско-европейским углеводородным проектам, в первую очередь "Северному потоку-2", и Европе это совершенно не по душе. В заявлении прямо говорится, что "угрозы наказанием европейским компаниям [….] привносят новое и совершенно отрицательное качество в американо-европейские отношения". Опять же, это ожидаемо хотя бы потому, что в Европе достаточно сильно газовое лобби, завязанное на работу с Россией. Более того, столь же ожидаемо высказалась бундесканцлерин Ангела Меркель, поддержав это заявление – потому как, во-первых, этим демонстрируется немецкое единство, во-вторых, это видится проявлением европейской независимости, и, в-третьих, Европе нет никакого интереса менять шило на мыло, т.е. ключевых поставщиков газа – "Газпром" на американский СПГ. Европа здесь заинтересована в диверсификации поставщиков, конкуренции и, соответственно, снижении цены.

Собственно, на этом история законопроекта пока заканчивается. У меня, в целом, нет сомнений, что он будет принят, возможно, с некими изменениями, обусловленными внутриполитической ситуацией в США. При этом мнение России в расчет, очевидно, приниматься в США никак не будет, мнение Европы и иных стран – тоже. Так, здесь можно вспомнить историю FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act – американский закон о налогообложении счетов в иностранных банках). По сути своей, этим законом американская администрация вменила иностранным (!!!) банковским организациям необходимость сообщать в американскую налоговую администрацию о счетах граждан США, либо напрямую (включая раскрытие информации о внутренних протоколах работы, к примеру, подборе клиентов), либо посредством национальной налоговой системы. Финансовый мир планеты тогда взвыл лютым воем. Но им пришлось покориться, поскольку альтернатива – закрытие корсчетов, т.е. лишение возможности работать на богатом и выгодном американском рынке – оказалась куда неприятнее. Данная ситуация, фактически, является её повторением.

Отдельно надо отметить, что обращает на себя внимание системность принимаемого законопроекта. По сути, после его принятия Россию и те или иные аффилированные структуры либо же частных лиц можно будет наказывать (а можно и не наказывать, в зависимости от ситуации) за очень широкий спектр реальных или выдуманных "прегрешений против США". Фактически, Россию тщательно, старательно и целеустремленно обкладывают по периметру. Это накладывается на то, что, как оказалось, вся мифология "деоффшоризации" и идущей рядом с ней "национализации элит" упала и набила шишку, о чём поведало вышедшее менее двух недель назад исследование Reuters – как оказалось, российские состоятельные люди массово предпочитают отказываться от статуса российского налогового резидента, проводя за границами строны более полугода; на этом моменте нельзя не вспомнить финальный упомянутый мной пункт законопроекта.

На самом деле, суть заключается в том, что Россия всегда составляет проблему для США просто по факту наличия у неё ядерного оружия – т.е. средства, способного нанести США неприемлемый ущерб. Соответственно, в полном согласии с чеканным постулатом Рональда Рейгана "имеют значение не намерения, а возможности", любая администрация США будет прикладывать все усилия к тому, чтобы эта угроза была нивелирована, чтобы РФ перестала представлять опасность, пусть даже теоретическую, и она будет это делать несмотря на все миролюбивые заявления и инициативы российского лидера, кем бы конкретно он ни был.

В целом же ситуация начинает напоминать таковую незадолго до Третьей Пунической войны, после которой и пошла в явном виде трансформация Республики в Империю, сопровождавшаяся изрядной жесткостью и жестокостью. Радует лишь то, что времена нынче куда более гуманные, да и формат войны всё же изменился.

Опубликовано 18.06.17 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, Россия, Будущее

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены