Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О будущем бюджете

20.07.2016

Просто денег нет, значит, будем, найдем деньги --
сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам
всего доброго, хорошего настроения и здоровья.

– Дмитрий Медведев.

 

Когда немногим более месяца назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на крымской встрече с податным электоратом произнёс фразу, вынесенную в эпиграф, это было воспринято по-разному. Кто-то посмеялся, кто-то возмутился, кто-то даже принялся делать печатные пряники с этой фразой. В целом же это было воспринято как шутка, но довольно неудачная, на грани фола.

Оказалось, однако, что Дмитрий Анатольевич совершенно не шутит, наоборот, он был абсолютно серьёзен. Это выяснилось на истекшей неделе, когда правительство, возглавляемое Медведевым, приняло решение о фиксации бюджетных трат в 2017-2019 годах на уровне 15,78 трлн. рублей. Высказано оно изначально было министерством финансов, затем поддержано Медведевым в Якутске на встрече с местными сторонниками "Единой России", после чего поддержано правительством на заседании, прошедшем 7 июля. Данное решение, впрочем, является предварительным, поскольку конкретно вопросы бюджетного планирования будут обсуждаться в октябре этого года, после успешно (во всех смыслах) проведённых выборов в парламент. Тем не менее, вектор, в котором будет вестись обсуждение, таким образом оказался определённым, что порождает закономерный интерес – чем же именно это действо будет грозить благонравным и добропорядочным гражданам Российской Федерации?

Для начала означенных граждан Российской Федерации следует искренне поздравить. Такого явления не случалось никогда – даже в те самые 90-е годы, наполненные, как известно, болью, мраком и ужасом. В то время могло быть так, что расходная часть бюджета проваливалась в силу высокой инфляции, она также могла снизиться в долларовом выражении. Но никогда не случалось так, что расходы режутся в номинальном выражении. Соответственно, можно предположить, что совокупное трёхлетнее сокращение расходов в реальном выражении, т.е. с учётом инфляции, составит порядка 17-20%.

Далее, необходимо понимать, скажем так, генезис сложившейся ситуации. "Мы сохранили и дальше будем стараться сохранять сбалансированность бюджета, тем самым обеспечим выполнение социальных обязательств перед нашими гражданами", – обещал Дмитрий Медведев. Иначе говоря, речь идёт о том, что из бюджета постараются изгнать дефицитность, таким образом "по одёжке протягивая ножки". Здесь стоит напомнить, что бюджет на этот год принят с дефицитом 3% ВВП, что составляет 2,36 трлн. рублей. Это предложение Медведева означает, что с источниками компенсации дефицита ситуация будет ухудшаться, и сокращение расходной части – единственный выход из ситуации.

В настоящий момент этот дефицит компенсируется из средств Резервного фонда, который худеет просто на глазах – с 3,3 трлн. рублей в начале года к 2,5 трлн. в настоящий момент. На некоторое время этих запасов ещё хватит, но при сохранении текущей ситуации с доходами от экспорта энергоносителей и с учётом текущего курса рубля Резервный фонд будет полностью исчерпан в следующем году, а вторая кубышка – Фонд национального благосостояния – по текущим прикидкам, уполовинится в 2019 году. При этом в силу известных событий внешние рынки капитала для компенсации дефицита бюджета практически закрыты, внутренние рынки тоже не блещут полнотой; кстати говоря, тут не последнюю роль сыграло и неоднократное изъятие пенсионных накоплений.

Альтернативой здесь может быть повышение налоговой нагрузки на податной электорат в обеих его формах – и физических, и юридических лиц, возможно, с тем или иным налоговым маневром вроде снижения страховых взносов на фоне повышения НДС. Это, однако, чревато резким ухудшением экономической ситуации, уходом бизнеса в серый сектор и его закрытием (здесь можно вспомнить массовое закрытие ИП после удвоения ежегодной платы), кроме того, здесь надо вспомнить объявленный мораторий на повышение налогов до выборного 2018 года. Иными словами, данный метод является, скажем так, политически неприемлемым – по крайней мере, на настоящий момент.

Также может быть рассмотрен вариант эмиссионного финансирования дефицита бюджета, возможно, с теми или иными хитростями, признанными замаскировать именно что прямую и однозначную эмиссионную природу. Данный механизм с завидной регулярностью предлагается разными фолк-экономистами, но пока его принятие к исполнению стоит считать маловероятным – хотя ожидать, конечно, можно всего.

Соответственно, возникает вопрос – а кого именно будут резать, точнее, расходы по какому направлению будут признаны наименее важными и через это подлежащими сокращению. Так, по изначальному предложению министерства финансов, расходы по 36 из 42 госпрограмм будут сокращены. Исключением здесь стали расходы на пенсии, экономическое развитие и управление государственными финансами. Это, однако, только предложение; можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время, несмотря на предвыборный период, между лоббистскими группами развернётся острая борьба за оставшуюся часть бюджетного пирога.

Наиболее вероятным на данный момент представляется вариант, согласно которому в первую очередь сокращению будут подвергаться расходы, польза от которых для экономики сомнительна. Среди таковых первым номером идёт программа обновления вооружений; военное ведомство запросило на неё 24 трлн. рублей на период до 2025 года, министерство финансов сказало, что может выделить лишь половину этой суммы, и вполне возможно, что и это тоже будет урезано. Вообще говоря, более всего, в 2,2 раза в реальном выражении за 10 лет, выросли как раз расходы на оборону и социальную политику – но большая часть социальных статей защищена законодательно и не может быть изменена простым решением правительства, что, конечно же, не может не радовать.

В целом ситуация, конечно же, удручающая – но здесь есть и определённые светлые моменты. Дело в том, что до уровней тех самых 90-х годов ещё падать и падать, соответственно, привычной стабильности, которая, как известно всем благонравным и добропорядочным гражданам Российской Федерации, является критически важной ценностью, пока особых угроз не наблюдается.

В заключение же хотелось бы отметить выдающиеся качества Дмитрия Медведева. Нечасто можно встретить политического лидера, у которого что на уме, то и на языке.

Опубликовано 10.07.16 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, бюджет

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены