Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Бесприютный дух капитализма

20.08.2012

Лето продолжается, все отдыхают, ждут очередной ежегодной конференции ФРС, которая по традиции пройдет в конце августа – в надежде хоть там услышать какие-то новости про QE-3. Похоже, что и в этот раз тщетно.

Воспользовавшись продолжающимся затишьем, поговорим на вольные темы. Пока мы были в отпуске, на канале «Домашний» закончился показ завершающего сезона сериала «Доктор Хауз».

Сериал этот – вне всякого сомнения, выдающееся и, быть может, самое значимое мировой культуры последних десятилетий. Это личная точка зрения, и никто не обязан ее разделять. Сама форма художественного произведения – сериал, предполагает жесткое следование законам телевизионного рынка. Это обстоятельство не очень способствует полноценной реализации творческого замысла.

Влияние этих законов несложно увидеть – сериал неоднороден, иногда он теряет темп, как бы «провисает». Некоторые сюжетные повороты выглядят натянутыми и не оправданы общей логикой сериала – авторы в определенные моменты явно пытались удержать и расширить аудиторию за счет стандартных, «всегда приносящих успех» приемов.

Все это хорошо видно – тем более заслуживает восхищения то, что несмотря ни на что, общий замысел был в полной мере реализован.

Сериал многогранен, и каждая из его граней достойна внимательного и глубокого рассмотрения. И любое рассмотрение будет неполным — признак по-настоящему великого художественного произведения.

Так что сейчас ограничимся только беглым анализом одной из поднятых в сериале проблем.

Возьмем классическое произведение Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Неожиданно, но имеет самое непосредственное отношение к сути дела.

Так вот, если мы присмотримся к главному герою сериала, то есть самому доктору Хаузу, то нетрудно увидеть, что он обладает всеми теми качествами, в которых, по мнению Вебера, воплощается «дух капитализма».

Это, прежде всего, рациональное восприятие мира. При этом следует отметить, что Вебер не всякий рационализм относил к «духу капитализма». Он различал рационализм умозрительный и деятельный (его он пытался описать с помощью термина «деловитость») – и только последний связывал с исследуемым им феноменом.

Доктор Хауз, и не только в силу своей профессии, является деятельным рационалистом, блестяще владеющий научным методом (сериал, помимо всего прочего, является еще и самой настоящей энциклопедией по современным проблемам методологии науки), и применяющим его для решения самых разнообразных задач.

Научность, причем практическая, согласно Веберу, также является одним из признаков духа капитализма.

Ну и, конечно же, важнейшая, по мнению Вебера, компонента, из всех, которые составляют дух капитализма – идея профессионального призвания.

Человек есть не то, что он думает, в том числе и сам про себя. И он даже не то, что думают про него остальные. Человек – это то, что он делает. Это основополагающий принцип жизни Хауза, и критерий, по которому он оценивает окружающих.

Человек лучше кого бы то ни было знает, что именно он делает, и готов нести ответственность за это. В первую очередь – перед самим собой, ибо ничего другого, кроме его дела у человека нет и быть не может. В некоторых случаях он готов нести ответственность и перед окружающими. Но только в том случае, если внутренняя оценка совпадает с внешней; если этого нет, то окружающие могут идти лесом.

Есть еще множество более мелких совпадений – перечитывая Вебера, едва ли не в каждом приводимом им примере можно увидеть тот или иной эпизод из сериала. Даже самую известную максиму Хауза «Все лгут» — и ту мы можем найти в «Духе капитализма».

Итак, доктор Хауз показан в сериале как полное и адекватное воплощение исторического духа капитализма. Своего рода «абсолютный дух капитализма». И вот этот веберовский персонаж волей создателей сериала попадает в современное нам общество, называющее себя капиталистическим.

И что мы видим? Оказывается, что такому человеку в этом обществе нет места. Оно его не признает, оно относится к нему чуть ли не как пришельцу с другой, и возможно, враждебной, планеты. Ну, точь-в-точь легенда о великом инквизиторе по Достоевскому.

Искусственность ситуации, в которой доктор Хауз все-таки получает возможность хоть как-то взаимодействовать с современным обществом на протяжении хоть сколько-нибудь длительного времени, в сериале неоднократно подчеркивается. В любом другом месте за пределами «сказочного мирка» учебного госпиталя Принстон-Плейнсборо доктор Хауз давно бы лишился возможности вести профессиональную деятельность и был бы уничтожен – это знают все, и часто прямо об этом говорят.

Но даже и в этом искусственно созданном мире никакого благополучия нет, а отношения постоянно накалены до предела (что, несомненно, идет на пользу сериалу еще и как коммерческому проекту), регулярно возникают острейшие конфликты, грозящие положить конец сосуществованию «духа капитализма» с «реальным капитализмом». И тогда авторы регулярно вынуждены прибегать к старому приему – появлению «бога из машины», благодаря которому ситуация разряжается – ненадолго.

Экономисты, бизнесмены, политики вот уже который год спорят о причинах нынешнего экономического кризиса, и о том, когда, и благодаря чему современное общество сможет из него выйти. Миллионы цифр, тысячи графиков, наукообразные рассуждения с использованием терминов, суть которых непонятна даже тем, кто их произносит.

Скукотища…

Авторы сериала «Доктор Хауз» давно ответили на все эти вопросы (кстати, их можно отнести и к числу тех, кто предсказал нынешний кризис – сериал начал выходить в 2004 году). И как это всегда бывает, ответ, данный художественными средствами, оказался гораздо точнее ответов тысяч ученых умников.

Современный капитализм утратил свой дух – он, быть может, еще и выглядит живым, но на самом деле уже мертв (то-то так популярны в современном искусстве вампиры и зомби). И теперь способен только разлагаться – собственно, это мы и наблюдаем сегодня. Это даже нельзя назвать кризисом. В медицине кризис, это такая стадия болезни, после которой пациент либо умирает, либо начинает выздоравливать. Ни того, ни другого не видно.

Надо сказать, что уже Вебер в свое время уловил негативные тенденции в развитии капиталистического общества, приведшие его к его нынешнему состоянию. «Не наступит ли», – вопрошал он, — «век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость. Тогда-то применительно к «последним людям» этой культурной эволюции обретут истину следующие слова: «Бездушные профессионалы, бессердечные сластолюбцы — и эти ничтожества полагают, что они достигли ни для кого ранее не доступной ступени человеческого развития».

Люди, вроде доктора Хауза, могли бы, наверное, вывести современное общество из того состояния, в котором оно находится, вдохнуть в него жизнь. Но современное общество так устроено, что оно будет уничтожать таких людей, как только они где-то попытаются проявить себя.

Так что прогноз неутешителен. Трудно представить себе, чтобы современное общество могло бы переломить себя и смириться с тем, что в нем появятся и начнут действовать люди, воплощающие дух капитализма (а на самом деле, дух настоящего творчества, дух преобразования мира). В сериале мы видим, как тяжело переживают свое столкновение с этим духом успешные и самодовольные представители «реального капитализма», как не могут смириться с тем, что их ценности и представления о себе и своей значимости опровергаются.

А значит, это общество будет разлагаться и дальше. Нам, кто постарше, остается только надеяться, что это разложение будет медленным и продолжится достаточно долго. Молодых, конечно, жалко.

Метки:
Мировая экономика

 
© 2011-2018 Neoconomica Все права защищены