Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Экономическая модель города

21.02.2014

Сегодня большинство городов России (особенно средних и малых городов регионов-реципиентов) сталкиваются с серьезнейшими экономическими проблемами. Бюджетов не хватает не то что на развитие города, но даже на поддержание в работоспособном состоянии необходимой городу инфраструктуры. Пока бюджетные «дыры» латаются путем либо муниципальных заимствований, что приводит к расширению долговой нагрузки на муниципалитет, либо перечислений из региональных бюджетов, а в некоторых случаях и из федерального бюджета. Но совсем скоро в силу объективных макроэкономических причин «дыры» латать будет просто не из чего. Уже сейчас мы видим плачевную ситуацию с дефицитными бюджетами многих регионов России. Рабочих вариантов ее исправления пока не предложено ни на одном из уровней управления страной.

Неокономика видит выход из сложившейся ситуации в разработке и внедрении новой модели расселения населения страны на основе принципа разделения труда. В ней будут четко продуманы функции каждого из городов и определена их роль в заданной системе разделения труда. Такая модель требует серьезнейшей работы, так как предполагает полную перестройку существующей системы расселения.

Прежде чем переходить к такого рода глобальным проектам, представляется целесоообразным поработать над развитием отдельных городов и территорий. Это уже сейчас позволит городу стать точкой роста, от которой можно будет планировать социально-экономическое развитие близлежащих территорий. В перспективе город должен стать центром спроса, для насыщения которого и будут развиваться находящиеся вокруг субъекты экономической деятельности (начиная от мелких производителей и заканчивая крупными фирмами).

Чтобы понять, как можно запустить процессы роста, обратимся к неокономической модели развития города.

 

Неокономическая модель развития города[1]

 

Стандартная модель среднего города в СССР основывалась на наличии в городе нескольких промышленных предприятий, обеспечивающих продукцией не только свою, но и внешние территории. Продукция предприятий вывозилась из города и была важна для поддержания всей советской экономики как часть плановых цепочек.

С развалом Советского Союза спрос на их продукцию резко снизился. Рыночные механизмы сделали их существование нерентабельным. В том числе это произошло из-за неконкурентоспособности советских предприятий по сравнению с иностранными, продукция которых заполонила российские рынки. Подробнее об этом можно почитать тут.

Предприятия прекратили приносить в город деньги из внешней по отношению к нему среды и перестали быть локомотивами развития города. Причем речь сейчас идет не только о моногородах, но и о большинстве городов России, в которых в советское время размещались предприятия, встроенные в советскую систему разделения труда.

Однако города, несмотря на эти изменения, продолжили свое существование, а некоторым из них даже удается создавать иллюзию процветания. Чем же они живут?

Как правило, в основе современной модели развития большинства средних и малых городов России лежит модель перераспределения внешних притоков денег, обеспеченных государством,  а не независимыми рыночными механизмами.

Городаподдерживают свое состояние благодаря бюджетным денежным средствам и средствам из внебюджетных фондов.

Так, в типичном российском городе есть пенсионеры и бюджетники, которые получают свои доходы из средств бюджетов разных уровней. Обычно это достаточно большая часть населения города. И эта часть полностью зависима от состояния бюджета, откуда они получают свой доход.

Полученные средства тратятся в сфере торговли. Однако торговля идет в основном привозными товарами. В результате часть средств, приходящих в город, тут же оттягивается из его экономики.

Конечно, существует и сфера услуг (ремонтные мастерские, парикмахерские, ателье и т.п.), куда также направляются денежные средства, получаемые извне. В результате они остаются в городе и «крутятся» внутри его экономики.

Кроме того, владельцы сферы услуг и предприятия платят налоги, в том числе и местные, которые идут на поддержку инфраструктуры города.

Дополняют всю эту «идиллию» банки, которые выдают населению потребительские кредиты, подогревая спрос на ввозимые извне товары.

Все это создает иллюзию, что существование и развитие города автономно и опирается на «внутренний спрос». По факту же этот спрос обеспечивается по большей части внешними деньгами (бюджетными и отчасти банковскими кредитами). И если внешний приток уменьшится, то пошатнется и вся экономическая стабильность города.

Сегодня есть все основания полагать, что в ближайшем будущем приток внешних денежных средств в лучшем случае перестанет расти, а в худшем ‒ даже уменьшится. Поэтому уже сейчас нужно начинать искать способы снижения зависимости города от бюджетных средств и развития источников самостоятельного пополнения денежными ресурсами экономики города.

К сожалению, разговоры о развитии города как самостоятельного промышленного или сельскохозяйственного центра, когда город начнет торговать собственными товарами, беспочвенны. С точки зрения теории неокономики, основанной на факторе разделения труда, ни в одном малом или среднем городе России нет населения, достаточного для формирования промышленного центра. Этот вариант более или менее возможен для крупных городов, но и в этом случае существует множество оговорок, которые нужно учитывать при планировании их развития.

 

Запуск модели развития города

 

На данный момент самым рациональным выходом из кризисной ситуации мы считаем создание независимого от бюджета механизма привлечения денежных ресурсов в экономику города. Он должен привести к формированию в городе платежеспособного спроса, который будет стимулировать развитие предприятий (как внутри города, так и вокруг него).

Чем больше независимых потоков денег будет вращаться в городе, тем больше он будет заинтересован в привлечении (или создании) товаров, тем больше заинтересованности будет у предприятий совершенствовать свои производства для обеспечения такого города большей массой товаров.

Единственным действенным механизмом привлечения в город независимых денежных потоков, зарекомендовавшим себя исторически, является торговля.

Именно торговля лежала в основе современной модели развития всей мировой экономики. Она запустила процессы углубления разделения труда и задала высокие темпы роста экономики. И сейчас уже стало ясно, что именно торговля является тем импульсом, который заставляет развиваться предприятия реального сектора.

Городу для запуска механизмов роста необходимо стать центром торговли. Исторически процветали именно те города, которые могли привлечь на свою территорию купцов.

Чем больше людей будут съезжаться в город за товарами (услугами) и осуществлять обменные операции, тем больше денег будет оседать в этом городе, тем активнее будут протекать процессы развития. Со временем в таком городе появится необходимость создания новых видов деятельности, построения новых предприятий и т.п. Но это, конечно, произойдет не моментально. Понадобится время для того чтобы из центра торговли город превратился в производителя и поставщика собственной продукции. Причем вполне возможно, что это ему и не понадобится, так как он сможет встроиться в систему разделения труда более высокого уровня (региональную, российскую, мировую) в качестве центра, аккумулирующего и перераспределяющего ресурсы. Город будет необходим как территория для обмена продукцией (услугами) производителей и потребителей близлежащих территорий.

Так, например, в города всегда съезжались купцы и крестьяне для взаимного обмена товарами на ярмарках. Так же города всегда привлекали развлечениями ‒ театрами, цирками, кинотеатрами, ‒ за которыми ехали люди из близлежащих деревень. Кроме того, есть целый ряд услуг, которые можно получить только в городе, например, государственные или банковские услуги. Люди, которые приезжают в город за услугами, попутно тратят их и на товары, и наоборот. 

Поэтому городу, который хочет развиваться как торговый центр, необходимо развивать и сферу услуг. Возможно, даже создавать такие виды услуг, которых нет ни в одном из близлежащих городов. То есть стать источником эксклюзивных услуг (товаров), либо же сделать обмен обычными товарами более удобным именно на своей территории.

После того как начнет развиваться торговля, и у города появятся отличные от бюджетных источники притока денежных средств, можно будет планировать дальнейшие направления развития города.

В любом случае, после этого город уже станет развиваться как центр спроса и сможет формировать запрос на определенный уровень развития близлежащих территорий.

 

Первейшей задачей для построения торгового центра является выявление и обозначение того, чем город может быть полезен субъектам на близлежащих территориях (предприятиям, населению); проведение анализа, по каким видам товаров и услуг он может стать поставщиком для других, а в каких случаях он может стать посредником. Так, например, можно определить, что в городе есть разветвленная сбытовая сеть, в которую предприятия близлежащих территорий могут привозить свои товары. Или в городе есть недозагруженные производственные мощности, который можно загрузить производством деталей, необходимых близлежащему крупному заводу и т.п.  

На следующем этапе можно будет совершать дальнейшие действия по планированию развития торговли и созданию и внедрению рутин для контролируемого запуска механизма по расширению притока денег в экономику города и формированию в нем центра спроса для близлежащих территорий.  

Причем, надо подчеркнуть, контролируемость и продуманность запуска данного механизма. Если исторически механизм срабатывал стихийно, то теперь его внедрение должно идти под чутким руководством разработчиков торговой (неокономической) модели города-центра спроса. Само внедрение должно происходить «сверху» через органы власти города. Поэтому, ставя цель по переформатированию экономики города и создания на его базе точку социально-экономического роста, необходимо будет решить  задачу оптимизации работы администрации под поставленные в рамках развития экономики города задачи.

 

 

 


[1] Позитивную роль в формировании данной модели сыграла статья Сергея Морозова «Модернизацие лимитед. Опричный проект».  За что выражаем Сергею свою благодарность. 

 
© 2011-2018 Neoconomica Все права защищены