Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Антидезинтеграция

28.10.2013

Ну и к чему вам всё это? Лучше бы водки выпили.

Из письма Белинского к Гоголю.

Введение

Велик и могуч русский язык, позволяющий формировать новые слова, несущие ровно такой смысл, какой требуется. Что такое "интеграция" – вполне понятно. "Дезинтеграция" – тоже не несёт сложностей  в понимании. А "антидезинтеграция"? С одной стороны, частица "анти-" указывает на нечто обратное по отношению к вышеупомянутой "дезинтеграции". Но это не "интеграция" – а что-то странное и неизвестное, хотя, наверное, и схожее.

И именно вот так вот определённую "антидезинтеграцию" мне напоминает Таможенный союз и иные объединяющие проекты, функционирующие на территории бывшего СССР. И именно о них и пойдёт сейчас речь.

Сразу надо отметить, что я здесь исхожу из следующих предпосылок:

  • Я не считаю восстановление единого государства в какой-бы то ни было форме на территории бывшего СССР (или даже Российской Империи) целью, оправдывающей любые средства для её достижения. Иными словами, для меня аргументы вида "вновь будет воссоздана великая страна" никак не являются значимыми. Я исхожу здесь из чистого прагматизма, требующего конкретных и внятных ответов на вопросы "сколько это будет стоить" и "а что это даст гражданам России в целом и русскому народу в частности". И в этих ответах должны быть конкретные числа – отражающие вполне реальные рубли, штуки, тонны и километры.
  • Я исхожу из того, что нынешние независимые государства, сформировавшиеся на руинах СССР, являются, уж простите за тавтологию, независимыми государствами. Это значит, что они вольны в выборе проводимой ими политики (или же отсутствии выбора, вплоть до полного подчинения третьим силам, формального или неформального) во всех сферах деятельности, и никакая навязчивость вида "мы в ответе за тех, кого приручили", "младшие братья" и прочее бремя белого человека не является допустимой.

Фактически, я декларирую стандартный прагматичный подход, не отягощённый мнимыми долгами прошлого и какой-либо ненужной идеологией. Я бы назвал это совершенно обычным национал-прагматизмом,  но увы, нынешняя РФ национальным государством не является.

Официальная часть

Начнём с Таможенного союза (ТС), созданного летом 2010 года. Это объединение, включающее в себя Россию, Белоруссию и Казахстан. Формальное название – "Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества" – указывает на существование материнской организации. Такая организация – "Евразийское экономическое сообщество" (ЕврАзЭС) – очевидно, существует, и включает в себя, помимо вышеперечисленных стран, ещё Киргизию и Таджикистан. Статус наблюдателей в ней имеют Молдавия, Армения и Украина; в составе ЕврАзЭС был и Узбекистан, но в настоящий момент эта страна приостановила своё членство. ТС представляет из себя единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не используются таможенные пошлины и иные ограничения экономического характера, за исключением специальных особо оговоренных мер.

У ТС существует своего рода "расширение" – Единое экономическое пространство (ЕЭП), существующее с начала 2012 года. В ЕЭП также участвуют три страны, составляющие ТС, и смысл ЕЭП состоит в реализации принципа четырех свобод – торговли товарами, торговли услугами, перемещения финансового капитала и перемещения человеческого капитала.

Теория и практика

Вообще говоря, если подходить сугубо теоретически, то объединение, в общем и целом, несёт с собой исключительно плюсы. Увеличение размеров воспроизводственного контура позволяет сформировать более ёмкий рынок, что, в свою очередь позволит выстроить экономическую систему с более высоким уровнем разделения труда. Оно, в свою очередь, неразрывно связано с производительностью труда, чем глубже разделение, тем выше производительность. А чем выше производительность труда, тем богаче граждане, работающие на данном большом едином рынке, и тем выше качество жизни социума в целом.

Но это в теории, в реальности же "древо жизни пышно зеленеет". В реальности мы имеем объединение из современных нам России, Белоруссии и Казахстана. Стран разных, несмотря на то, что ещё относительно недавно по историческим меркам они были частями единого государства. И эти различия вносят свои коррективы в благостную теоретическую картину.

Во-первых, сразу надо отметить, что размер имеет значение. Население РФ – порядка 140 млн. человек, в Казахстане живёт около 17 млн. человек, в Белоруссии – менее 10 млн. В рамках ЕЭП страны получают доступ к рынкам друг друга; нетрудно понять, что объединение этих трёх государств выгоднее меньшим по населению Казахстану и Белоруссии, поскольку они получают доступ на крупный российский рынок сбыта, а прирост рынка для России куда как меньше. К примеру, Казахстан, фактически, увеличил объём доступного рынка десятикратно (с 17 до 167 млн человек), прирост для России составил скромные 20%. Отмечу особо, что здесь я не рассматриваю торговлю с третьими странами (внешние рынки), а также масштабы торговли до начала работы ТС и ЕЭП, речь только о выгодах от реализации этого соглашения.

Во-вторых, рынок сбыта – это не только численность населения. Это ещё и его доходы, точнее, предъявляемый им платежеспособный спрос. Здесь преимущество тоже у Белоруссии с Казахстаном: средняя зарплата в РФ сейчас составляет около 30 тыс. рублей, в то время как в Казахстане это примерно 23 тыс. рублей, а в Белоруссии – порядка 17 тыс. рублей. Иными словами, платежеспособность россиян выше, чем казахов или белорусов, что дополнительно увеличивает для них выгоды этого объединения.

В-третьих, значение имеют также управленческие издержки. Можно исходить из того, что системы управления в этих трёх странах в целом схожи, поскольку унаследованы у СССР. Вместе с тем, присутствуют существенные различия: в силу меньшего размера государства управленческие цепочки в Белорусии и Казахстане короче, что повышает эффективность и снижает все вероятные издержки, от временных до коррупционных, кроме того, власть в этих государствах более авторитарна (без негативных коннотаций) и национально-ориентирована, что также служит повышению эффективности.

В-четвёртых, нужно помнить ещё и про денежно-кредитную и фискальную политики, проводимые в разных странах. Единой валюты нет, это не Европа – соответственно, возникает возможность влиять на валютные курсы, чем вполне пользуется Белоруссия. Что до Казахстана, то в этой стране налоговый режим является более мягким, чем в РФ, к примеру, НДС составляет 12% против российских 18%. Это приводит, в частности, к тому, что предприятия из соседней с Казахстаном Оренбургской области откочёвывают к соседям и платят там налоги, продолжая работать на своих традиционных рынках сбыта, поскольку выгода на налогообложении с запасом покрывает возросшие логистические издержки. В целом налоги в Казахстане примерно в полтора раза легче российских.

Фактически, имеющиеся соглашения в своей экономической части являются неравноправными по отношению к России и российскому потребителю. При этом компенсационных механизмов неэкономического толка, вообще говоря, не предусмотрено. И никакая "аренда Байконура" (за деньги, между прочим), "доступ к ресурсам" (который вполне реализуем и без такого рода инициатив), не говоря уж о совершенно эфемерно-абстрактном "восстановлении Империи" не восполняют российских потерь.

Россия – щедрая душа!

Собственно, именно эти соображения есть в головах у всех лидеров национально-мыслящих стран СНГ, да и не только СНГ.

Так, Киргизия подала заявку на вступление в ТС в мае 2013 года. Прекрасное приобретение, наверное – пять с половиной миллионов нищего населения, изрядная часть которого гастарбайтерствует в России, только за 2012 год переведя домой $1,8 млрд, внося свою лепту в отток капитала – и это я уже не говорю о прочих потерях, вроде демпинга на рынке труда и повышенного уровня преступности, который регулярно прорывается народным недовольством, предсказуемо уже докатившимся до Москвы. При этом Киргизия совсем недавно, говоря откровенно, прокинула Россию с покупкой завода "Дастан". Этот завод был создан в городе Фрунзе (ныне Бишкек) в 1956 году, и производил он, среди прочего, компоненты для торпед, в том числе и составные элементы торпед ВА-111 "Шквал". В 2009 году между Россией и Киргизией была достигнута договорённость, о списании киргизского долга РФ в $180 млн. в обмен на 48% акций завода. Но сын тогдашнего главы Киргизии Курманбека Бакиева Максим шустрым порядком провёл допэмиссию акций, в результате чего доля России оказалась размыта с 48% до 37%. Сделка сорвалась. Сейчас Киргизия намерена продать 98% акций завода на открытом рынке.

Отдельно стоит рассказать историю со строительством ГЭС в Киргизии. Речь идёт о двух проектах – Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынском каскаде ГЭС. Соглашение о строительстве по первому проекту было заключено еще в 2008 году, но потом дело не пошло, часть денег была украдена, в том числе и из-за постоянных переворотов. Сейчас строительство оценивается в $3,5 млрд., из которых $3 млрд. должна была предоставить РФ. Срок строительства оценивался в 7-10 лет, срок окупаемости (при условии неизменности стоимости, что малореально) – до 20 лет. Иными словами, этот проект представлял из себя просто просаживание денег. Стоимость второго проекта (подрядчик – "Русгидро", прославившийся аварией на СШГЭС, оплачивает бюджет РФ) изначально была оценена в $412 млн. (по ценам 2009 года), но в августе 2013 года она выросла почти втрое до $1,2 млрд. При этом срок окупаемости, в зависимости от тарифов, должен составить 5-12 лет, вычисленные на основе изначальной стоимости.

Эти расходы оказалось под силу приостановить только Ташкенту (а он, кстати, совершенно не ориентируется на РФ уже 10 лет как, за исключением слива сюда своих демографических излишков, которые в 2012 году перевели домой весьма существенные $5,8 млрд.), устами своих дипломатов заявившему, что "реализация таких планов приведет к нарушению естественного стока рек, что чревато самыми опасными экологическими и социально-экономическими последствиями". Фактически, Ташкент сказал, что постройка этих ГЭС (а равно как и Рогунской ГЭС в Таджикистане, строительство которой активно продвигается той же "Русгидро") вызовет в регионе войны за воду, поскольку изменение стоков Амударьи и Сырдарьи поставит под угрозу экономику Узбекистана, ориентированную на производство хлопка. На демарш Узбекистана российский МИД, надо сказать, никак не отреагировал. Киргизские СМИ тем временем пишут о "наймитах госдепа из Ташкента". Вообще, умильная картинка выходит – издевательские энергопайки для россиян и трогательная забота о "преодолении энергетического голода" в Киргизии. Ещё умильнее она становится, если вспомнить об обязательствах перечислить этим странам (Киргизии и Таджикистану) $22 млн. на модернизацию систем школьного питания, чудесно сочетающейся с, например, закрытием роддомов в Ярославской области, что уже привело к смерти нескольких новорожденных, да и общий секвестр российского бюджета тоже передаёт пламенный привет.

Аналогичны киргизским мотивы у внезапно захотевшей в ТС Армении. Но здесь примешивается политика. У Армении, напомним, постоянно на повестке дня стоит конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Сейчас эта территория де-факто у Армении, Азербайджан хочет её забрать. Война практически неизбежна – и это понимают все в регионе. Поэтому Армения превратила этот регион в укрепрайон, а Азербайджан усердно и целенаправленно наращивает военную мощь. Армения рассчитывает на то, что углубление сотрудничества со странами ТС в целом и Россией в частности помогут ей в грядущем конфликте, какую бы форму он не принял. Кстати говоря, я видел чудеснейшее охранительское обоснование выгод этого шага для России – мол-де это улучшит отношения с весьма влиятельной армянской диаспорой в РФ; эти замечательные слова указывают, фактически, на отсутствие у России суверенитета по крайней мере в этом аспекте, или же, как минимум, слабость такового.

Отдельно следует сказать о ситуации с Индией, точнее, с её инициативой по вступлению в ТС. Потенциально это объединение очень выгодно для России, но при этом рискованно. Выгодно оно, понятно, из-за огромного объёма индийского рынка, превышающего миллиард человек, пусть и в значительной степени небогатого. Опасность, однако, в том, что Индия сможет спокойно завалить рынки нынешнего ТС своей недорогой продукцией – к примеру, продовольствием, тканями, лекарственными препаратами, в какой-то степени электроникой. Индии же в ответ нужны машины и оборудование, экспорт которых из России сейчас малозаметен на фоне углеводородов. Если Россия сможет наладить такие производства, которые работали бы на индийский рынок и могли бы выдержать конкуренцию с китайской продукцией, то это послужит вящей обоюдной пользе (здесь надо помнить про не самые дружественные отношения между Индией и КНР), а если нет, то на выходе для России будут лишь потери.

ТС: суровая реальность

При этом отношения внутри ТС также нормальными, выгодными для России не назовёшь – и это в дополнение к упомянутому выше неравноправию договора. К примеру, Белоруссия – четверть ВВП этой страны приходится на экспорт в РФ, иными словами, экономика её критически зависит от доступа к российскому рынку. Кроме того, сумма энергетических субсидий, полученных Белоруссией от России за счет льготных цен на энергоресурсы, в 2012 году составила около $10 млрд. – об этом пишет ведомственный журнал Банка Белоруссии "Банковский вестник". И несмотря на всё это Белоруссия преспокойно отстаивает собственные интересы в калийном деле, арестовывая топ-менеджера "Уралкалия" Владислава Баумгертнера. Историю эту я уже описывал, но она, разумеется, имела продолжение – Москва, которая сначала угрожала, резко сбавила обороты и сама начала уголовное дело в отношении Баумгертнера, самого же его белорусы перевели на домашний арест и озвучили условия, за которую согласны его отпустить – пусть компенсирует ущерб, оцениваемый ими в $100 млн. Сотрудники белорусского КГБ тем временем вполне спокойно действуют на территории России – так, не далее как в пятницу, 25 октября они попытались захватить бывшего топ-менеджера "Белорусской калийной компании" Дмитрия Самойлова на Ленинградском вокзале Москвы, когда тот садился в поезд. Белорусские рыцари плаща и кинжала предъявили ему удостоверения и сказали, что намерены доставить его к следователю, Самойлов пошёл с ними, но проходя мимо дежурившей полиции, позвал на помощь; по итогам разбирательств в отделении Самойлова (гражданина РФ, заметим!) не отдали, но белорусские чекисты покинули его беспрепятственно ещё до того, как туда приехал адвокат Самойлова. Стоит также отметить отложенную на неопределённый срок идею объединения МАЗа и КАМАЗа в концерн "Росбелавто". Отдельного упоминания также заслуживает предложение Бацьки отдать ему Калининградскую область – дескать, он наведёт там порядок, возьмёт в хозяйственный оборот, российский же МИД глухо промолчал в ответ на этот демарш. Признания Южной Осетии и Абхазии, столь чаемого российскими властями, также не было. Фактически, несмотря на фундаментально проигрышную экономическую позицию, Лукашенко демонстративно возит РФ лицом по столу. Видимо, может себе это позволить.

Схожа ситуация и с Казахстаном, хотя и не столь агрессивна – так, Россия теряет $2,9 млрд. в год, поскольку беспошлинно поставляет в Казахстан нефть, которая затем частично реэкспортируется, частично перерабатывается в нефтепродукты и также реэкспортируется. Компенсироваться это будет только с 2014 года поставками сырой нефти на сумму примерно в $1,2 млрд. Казахстан также недоволен некоторыми изъятиями из правил ТС, связанными с доступами на рынки – и продавил их отмену. "Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить вот эти изъятия, связанные с нефтепродуктами и нефтью, и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать. Рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны", - буквально только что заявил Путин на саммите в Минске. Отдельно следует отметить слова Назарбаева о том, что можно бы принять в ТС Турцию. Слова эти представляют из себя, фактически, глум, доведение до абсурда идей Путина о включении в ТС едва ли не всех, кто попросится. Казахстанская пресса пишет об этом открытым текстом. И здесь не надо обманываться совместным заявлением о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к ТС. Назарбаев дал понять, что это присоединение будет происходить сообразно установленным протоколам, что, очевидно, займёт некое время, достаточно продолжительное. Вообще, он в реальности не хочет этого – просто потому, что прекрасно понимает все соображения, изложенные в данной статье.

Вместе с тем, надо отметить, что максимальную выгоду от ТС/ЕЭП (эффективность использования новых рынков сбыта) получила именно что Белоруссия. Эта страна ещё в советские времена была, фактически, сборочным цехом – и в значительной степени сохранила мощности и традиции, модернизируя их при необходимости. В то же время взаимопроникновение казахских и российских товаров пока не в пользу Казахстана – несмотря на указанные выше налогово-зарплатные фундаментальные преимущества. Причины этого, вероятно, следует искать в существенно больших объёмах российских производств, что за счёт эффекта масштаба снижает себестоимость и, вероятно, позволяет обходиться меньшей нормой прибыли. Кроме того, не стоит забывать и то, что примерно с середины нулевых в Казахстане развернулся настоящий нефтяной бум, и сейчас страна сумела почти утроить производство нефти по сравнению с концом 90х годов – и наличие нефтяных сверхдоходов также не стимулирует создание и развитие собственных производств, проще (да и зачастую дешевле) купить чужое, чем развивать своё.

Кому выгодно?

Невольно возникает вопрос - qui prodest? Так или иначе, всё, что получает Россия, можно было бы более выгодно получать при помощи двустороних соглашений. Но, видимо, не при этой власти.

Кстати говоря, надо отметить ещё один аспект, касающийся эффективного обращения с элитами СНГ. Предположим на минуту, что всё вышеперечисленное – ерунда и не имеет значения, а значение имеет именно что сбор земель бывшего СССР, и что как только это будет сделано – так всем сразу и наступит счастье в той или иной форме, подобно тому, как "пятнашки" собрать, и обрести оттого гордость собой и удовольствие, но сделать это надо, преодолевая противодействие "пятнашек". Как это решать? Ответ прост. Следовало в Москве создать что-то вроде евразийского наблюдательного совета, дав его членам машинки с мигалками и квартиры в элитных жилых комплексах. И никаких обязанностей. Создать, фактически, полную синекуру, но приглашать на места в этом совете исключительно тех представителей местных элит, которые наиболее ярко проявят себя на поприще реинтеграции. В этом случае процесс не просто бы быстро пошёл – он понёсся бы впереди паровоза. А если ещё добавить к этому небольшие авансы ещё в рамках работы, так, чтобы почувствовали, что ещё немного – и жизнь удастся аж до самой гробовой доски, жёны будут ходить в мехах и брильянтах, а родимые детушки будут учиться в престижных вузах....Создание такой кормушки вышло бы гораздо дешевле всех дотаций и субсидий, прямых и непрямых. Да и гастарбайтеры – тоже рычаг давления, лояльные режимы, уловившие идею раньше, получали бы зелёный свет.

Наконец, можно было бы поиграть и на китайской угрозе. Китай идёт в Среднюю Азию всерьёз и надолго, и дракон совершенно без проблем может сожрать местные экономики, местное население проблем для него также не составит.

Только за сентябрь Китай плодотворно поработал в Средней Азии:

  • Туркмения. Здесь китайцы смогли заключить соглашения, по которым эта страна уже через семь лет утроит объём поставок газа в КНР, предполагается, что к 2020 году он достигнет 65 млрд. куб.м. Для сравнения – годовой экспорт "Газпрома" в страны дальнего зарубежья составляет примерно 150 млрд. куб.м.
  • Киргизия. Кредит на $3 млрд., почти половина этих денег пойдёт на постройку трубопровода в Китай.
  • Узбекистан. Контракты общим объёмом в $15 млрд.
  • Казахстан. Пакет соглашений объёмом немногим менее $30 млрд. Соглашения включают в себя новый нефтепровод в Китай (уже одобрено парламентом Казахстана), выкуп у "КазМунайГаз" 8,3% месторождения "Кашган", договор об "Инвестиционной карте", предусматривающей китайские инвестиции в 21 проект в Казахстане на сумму в $22 млрд. до 2020 года, соглашение о строительстве завода листового стекла.

Кроме того, Китай наращивает своё присутствие и в Таджикистане, который предоставляет землю китайским фермерам, дабы те работали на ней, и земля давала хороший урожай.

Но такого сюжета не случится. И это, пожалуй, к лучшему. Потому что прецедент уже был. Советский Союз. Который развалился по границам составлявших его национальных республик, а они, в свою очередь, принялись быстро проедать советское наследие, раздраконивая ранее единый народнохозяйственный комплекс. Кто даст гарантию, что, скажем, через полвека, после реинтеграции и тяжелейших затрат на восстановление этого самого комплекса центр не ослабнет, и республики, наев жирок, не решат ещё раз отправиться в свободное плавание? Кроме того, не стоит забывать и то, что в этот раз пробуждение национального духа у республик Союза много где сопровождалось жестокими погромами людей нетитульной национальности, в первую очередь русских. А ведь кровь не вода – и это ещё аукнется.

Какова мораль истории? Да нету её, морали. И истории тоже нету. Есть лишь та самая антидезинтеграция, невыгодная России в имеющихся условиях.

Опубликовано 26.10.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, Империя, бизнес в России, ex-СССР

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены