Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Калийные войны

02.09.2013

Мы делили апельсин. Много наших полегло.

Фольклорное

 

Суров и крут норовом батька Лукашенко. Чтобы ухватить и организовать небо в клеточку связанному с властью крупному российскому бизнесмену, главе "Уралкалия" Владиславу Баумгертнеру, нужно иметь определённую храбрость (или же дурь) и весьма конкретные поводы. Собственно, именно о них о пойдёт сейчас речь.

Но сначала немного теории.

Калий сам по себе, как элемент таблицы Менделеева, не очень интересен в данном контексте. Дело, однако, в том, что он играет очень важную роль в биологических процессах, особенно для растений. Урожайность культур резко падает при нехватке в почве калия. Сам же калий в природе в чистом виде не встречается, добывается он исключительно в виде солей. Неудивительно, что подавляющая часть добытых солей калия используется в качестве весьма нужных удобрений; при этом сам технический процесс добычи достаточно несложен.

Оказалось, однако, так, что все крупные месторождения солей калия на планете сконцентрированы в трёх местах – в Канаде, в Белоруссии и в России. Неудивительно, что российско-белорусский торговый картель – "Белорусская калийная компания" (БКК) – был крупнейшим и контролировал 42% мирового рынка калийных удобрений, несколько меньшая часть принадлежит канадской Potash Corporation of Saskatchewan, также на рынке присутствуют производители меньшего калибра. Смысл картельного соглашения здесь, очевидно, в том, чтобы не конкурировать между собой, держать на рынке высокие цены, получая хорошую прибыль.

БКК была создана в 2005 году на паритетных началах, соучредителями выступили российский "Уралкалий" и белорусский "Беларуськалий". "Уралкалием" изначально, по итогам приватизации 1990-х годов, владел Дмитрий Рыболовлев, в 2010-2011 гг. он продал свою долю, и сейчас этой компанией владеют Сулейман Керимов (22%),  Александр Несис (18%), Филарет Гальчев (15 %), Александр Мамут (3,5 %), остальные акции свободно торгуются на рынке.

История развивалась следующим образом. Начиная с 2010 года Керимов активно пытался купить и "Беларуськалий" тоже, он обращался по этому поводу к Лукашенко. Лукашенко, однако, эта сделка никак не интересовала, поскольку калий для Белоруссии подобен нефти для России, он является критически важным экспортным продуктом, дающим столь нужные валютные поступления, и лишаться этого источника дохода в корне неразумно. Между сторонами возник конфликт.

Сейчас сложно достоверно сказать, какие ещё были внутренние проблемы у картеля, есть, однако, информация, что российская сторона начала выводить средства из БКК в свои структуры, также пыталась рулить товарными потоками в свою пользу, кроме того, свою роль сыграло и нынешнее общемировое падение спроса. Следующий значимый шаг в развитии сюжета произошёл в конце 2012 года, когда Лукашенко издал указ, отменяющий монополию БКК на экспорт калийных удобрений. Фактически, это означало, что "Беларуськалий" получил возможность продавать товар через независимых трейдеров, не согласуя с БКК ни цен, ни объёмов. Полгода спустя, 30 июля, "Уралкалий" объявил о прекращении продаж через БКК и смене торговой политики, с приоритетом в сторону не высокой цены, а объёма продаж.

Это решение привело к падению капитализации крупнейших калийных компаний мира более чем на $20 млрд. Начался развод и раздел имущества. Акционеры, увидев падение цены, стали продавать свои акции, есть информация, что покупателями выступали структуры Керимова. "Уралкалий" принялся переманивать специалистов, дабы лишить "Беларуськалий", стремительно превращающегося в конкурента, квалифицированных кадров. Более того, по сообщениям белорусской стороны, перед заявлением о смене стратегии российские топ-менеджеры БКК втайне от партнёров предоставляли клиентам скидки, а также разрывали уже заключённые выгодные контракты, обещая после "развода" перезаключить их с "Уралкалием"; по оценкам белорусской сторны, ущерб составил порякда $100 млн. Прощать такое было уже нельзя. В итоге Владислав Баумгертнер, Сулейман Керимов и председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин были приглашены на встречу с премьером Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Керимов и Волошин прибыть не смогли. Встреча прошла не очень спокойно, белорусская сторона сообщает, что Баумгертнер повёл разговор не в конструктивном духе ("Да, мы обвалили рынок на $20 млрд, ну и что? Это же бизнес. Окей, вам это не нравится, но что вы с нами сделаете? У нас "крыша" знаете какая!") и уже после неё, в аэропорту, Баумгертнер был задержан органами правопорядка, ему было предъявлено обвинение  в злоупотреблении властью и должностными полномочиями, что по белорусскому УК чревато наказанием от 3 до 10 лет тюремного заключения. Колесо завертелось.

Здесь надо отметить, что Белоруссия подошла к вопросу очень основательно. Надо понимать, что у Лукашенко репутация на Западе весьма негативна, термин "последний диктатор Европы" не просто так взялся. Несмотря на это, белорусская сторона подала запросы в Интерпол об аресте нескольких связанных с БКК лиц, не только на Баумгертнера, запросы были поданы ещё и на члена наблюдательного совета БКК, директора по продажам и маркетингу "Уралкалия" Олега Петрова, первого заместителя гендиректора БКК Константина Солодовникова, а также заместителя гендиректора по финансам Игоря Евстратова и начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова. Интерпол эти запросы принял, и, как положено, переправил их в Москву. Москва подтвердила, что ордера получены, но арестовывать и выдавать этих лиц Россия не будет. Иными словами, с точки зрения Интерпола, и принимая во внимание репутацию Лукашенко, основания для задержания действительно есть и они очень существенны. Кроме того, Белоруссия заявила о намерении  возбудить уголовное дело в отношении Керимова.

Реакция России на данный момент достаточно странная. Складывается ощущение, что у России нет единства в белорусском вопросе, кроме того, ситуация сильно напоминает совсем недавние торговые бодания с Украиной. Забавно выглядело заявление главного санитарного врача Геннадия Онищенко о том, что порядка трети белорусских молочных продуктов не соответствуют нормам. Умиляет своевременность этого заявления ("где ж вы раньше-то были?"), особенно на фоне того, что среди граждан России есть твёрдое убеждение, что белорусские молочные продукты заслуженно являются более качественными и вкусными, чем российские. Были прекращены поставки в Россию белорусской свинины – дескать, в Белоруссии зафиксированы случаи африканской чумы свиней. Также внезапно оказалось, что нефтепровод "Дружба", поставляющий нефть в Белоруссию, требует срочного ремонта, и уже с 1 сентября пойдет сокращение поставок нефти в размере 400 тыс. тонн. Тем временем вице-премьер Аркадий Дворкович пригрозил Минску продолжением расследования о поставках за рубеж нефтепродуктов под видом растворителей, по его словам, ущерб России составляет здесь миллиарды долларов США. Также негативно высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив что это "не влезает ни в какие рамки".

А теперь самое любопытное во всей этой ситуации. Все эти пострадавшие, обиженные и словесно реагирующие персоны (исключая Онищенко, который просто исполнитель) относятся к российской элитной группе, которую принято именовать "либералы", лицом (не мозгом) которых является нынешний премьер Дмитрий Медведев; не хватает разве что братьев Магомедовых.

И ещё более любопытным выглядит полное молчание Владимира Путина.

Ситуация эта ещё далека от разрешения. Но маловероятно, что Лукашенко как-то пойдёт на попятный. Не тот он человек.

Метки:
Россия, бизнес в России, политика

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены