Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Заметки о мировых экономических новостях: Patria о muerte!..

11.03.2013

Когда империализм чувствует слабость, он прибегает к грубой силе.

 

-- Уго Рафаэль Чавес Фриас, президент Венесуэлы

 

В этой фразе – весь Чавес. Человек, который всю жизнь сражался с империализмом, который понимал вполне по-ленински – как высшую стадию капитализма. Никоим образом не впадая в апологетику Чавеса, нельзя не отметить – это был человек, отдавший себя без остатка своей Родине – Венесуэле и, шире, всей Латинской Америке, скончавшийся на боевом посту, будучи побеждён врагом, одолеть которого невозможно.

До 1992 года мало кто знал о Чавесе. Президентом Венесуэлы был тогда Карлос Андерс Перес Родригес. Он стал главой государства в 1989 году, это был его второй срок на высоком посту. В первый свой срок, с 1973 по 1979 годы, он проводил социалистическую политику, национализировал нефтедобычу, доходы от продажи нефти пошли в национальную экономику, которая стала активно развиваться. Однако во время своего второго срока его экономическая политика изменилась кардинально, став либеральной, согласно рецептам МВФ. Уже через год это привело к Каракасо – массовому недовольству в столице – которое было жестоко подавлено Пересом. Политика не изменилась – и два года спустя подполковник Уго Чавес возглавил мятеж против Переса.

Понятное дело, мятежи и перевороты – визитная карточка Южной Америки XXвека, но и здесь Чавес выделился из прочих. Целью его и его людей была не власть как таковая – их планы включали в себя создание Учредительной Ассамблеи, в которой были бы представлены все социальные группы, а не только элиты страны. Мятеж Чавеса успехом не увенчался – после скоротечного боя в столице Венесуэлы Каракасе он вместе со своими людьми сложил оружие, и взял на себя всю ответственность за восстание. Чавес был приговорён к тюремному заключению, но десять месяцев спустя, в ноябре 1992 года произошёл ещё один мятеж, также окончивщийся неудачей, а в мае 1993 года Пересу был объявлен импичмент, и в итоге он бежал из страны.

Новый президент Рафаэль Кальдера Родригес помиловал Чавеса, и он вышел из тюрьмы в 1994 году уже знаменитым. В 1998 году Уго Чавес с большим перевесом выигрывает выборы и становится новым президентом Венесуэлы.

Он рьяно принялся за реформы, нацеленные на улучшение положения небогатых жителей страны. Меры по ликвидация безграмотности, бесплатные медицина и образование, обеспечение минимума продуктов питания – всё это позволило Чавесу переизбраться в 2000 году, после принятия в 1999 году новой Конституции. Чавес улучшил отношения с Кубой, в обмен на поставки нефти на Кубу остров направил на Венесуэлу 10 тыс врачей. Однако эти же меры вызвали значительную оппозицию Чавесу, особенно среди частных СМИ, ориентированных на США деловых кругов и элиты страны. В итоге это привело к мятежу 2002 года.

В начале его в активную фазу вошёл конфликт между правительством и государственной (!) нефтяной кампанией Petroleos de Venezuela SA (PDVSA). На тот момент государственной она была достаточно формально – руководство компании практически не подчинялось правительству, которое активно работало с перераспределением средств от нефтедобычи. Руководство и часть чиновничества противились этому процессу. Чавес личным указом уволил часть высших менеджеров  компании, что спровоцировало старые элиты на агрессивные действия. В Каракасе прошли народные волнения, часть армии встала на сторону мятежников, Уго Чавес был, фактически, взят в плен и доставлен на военную базу Орчила, где ему было предложено либо остаться и предстать перед судом, либо эмигрировать на Кубу. Чавес выбрал Кубу – но не подписал отречения от президентского кресла.

Тем временем было провозглашено новое переходное "демократическое правительство национального единства" во главе с лидером ассоциации предпринимателей Венесуэлы Педро Кармоном. Кармон принял присягу временного президента и сразу же издал указы о роспуске парламента, Верховного Суда, Избирательного комитета и приостановил действие Конституции. Новое правительство было немедленно признано США, также о признании сообщили Чили и Сальвадор. Но в развитие событий вмешался поддерживающий Чавеса народ и основная часть армии, а в президентском дворце охрана, оставшаяся верной Чавесу, восстановила контроль над ситуацией. Весь мятеж продлился всего 47 часов. Уго Чавес остался у власти.

Поражение сил, противостоящих Чавесу, не привело, однако, к нивелированию политического кризиса. В стране продолжались инспирированные забастовки, крупнейшая из них продолжалась два месяца – но поддержка Чавеса основной массой народа не ослабевала. В 2004 году прошёл референдум о досрочном отзыве Уго Чавеса с поста президента, проведённый по требованию оппозиции – но 59% избирателей высказались против этого.

В дальнейшем ситуация в стране и положение Чавеса стали улучшаться, одной из главных причин тому был рост мировых цен на нефть. В 2005 году оппозиция бойкотировала выборы в парламент – это оказалось лишено смысла, избиратели в большинстве своём бойкота не поддержали, выборы прошли вполне представительно, в результате чего в парламенте оказались лишь представители правящего движения "Пятая республика", союзные и независимые депутаты. В 2006 году Чавес вновь одержал убедительную победу на выборах, а в начале 2007 года парламент предоставил ему особые полномочия сроком на полтора года. Пользуясь ими, Уго Чавес провёл масштабную национализацию нефтяного сектора экономики, все месторождения нефти в стране были поставлены под государственный контроль, а американские компании Exxon Mobil и ConocoPhillips, не пожелавшие работать в новых условиях, были вынуждены уйти с рынка. Также национализированы были энергетика и телекоммуникации, национализирована была и цементная отрасль; Чавес прокомментировал это, заявив, что не позволит экспортировать цемент, который мог бы быть использован для решения жилищных проблем страны. При этом Венесуэла, несмотря на жёсткую антиамериканскую риторику Чавеса и аналогичные поступки, продолжала получать доходы от продажи нефти в те же США. Политика политикой, а бизнес – бизнесом.

Увы, история закончилась печально. В 2011 году у Уго Чавеса был констатирован рак, несмотря на это, осенью 2012 года он переизбрался на президентский пост, но 5 марта 2013 года он скончался, будучи 58 лет от роду.

По большому счёту, по действиям Чавеса можно писать учебник "Как поставить природные богатства на службу социуму". Его действия по ликвидации безграмотности получили полное одобрение ЮНЕСКО и были рекомендованы другим развивающимся странам. Чавес раздал крестьянам землю, не находившуюся в сельскохозяйственном обороте, отобранную у латифундистов. Кубинские врачи обучили местный персонал – и была развернута широкая программа медпомощи бедным слоям населения. Снизился уровень нищеты, уровень бедности, удвоилось число студентов, увеличились пенсии и пособия по безработице.

Отдельно следует сказать о деятельности Уго Чавеса на международном уровне. Он являлся последовательным сторонником боливарнизма. Эта идеология, названная по имени Симона Боливара, освободителя латиноамериканских колоний от  испанского владычества, конечной своей целью ставит объединение стран Латинской Америки в единое государство. Тогда, в XIXвеке, замысел Боливара о создании Южных Соединённых Штатов не удался (кстати говоря, будучи созданным, это государство ничем бы не уступало США, а в перспективе и превзошло бы его) – но идея не погибла. Многие действия Чавеса продиктованы именно этим. Здесь и сотрудничество с Кубой, и помощь Боливии, и кредиты Никарагуа, и совместная работа с Аргентиной. Он помогал даже Колумбии, хотя её США подталкивали к военному конфликту с Венесуэлой. Примеру Венесуэлы последовал и Эквадор, который национализировал ЦБ, принял прогрессивные налоги, увеличил расходы на медицину и образование.

Пожалуй, именно это и было основой мировоззрения Чавеса: не локальный национализм, даже не левацкие-социалистические взгляды, но национализм общего боливарского латиноамериканского толка. В общем-то, это логично: в нём текла кровь индейцев, бывших коренными жителями этого региона планеты до прихода европейцев.

Сейчас сложно сказать, каким будет будущее Венесуэлы и всей Латинской Америки без Чавеса. Своим преемником Чавес, фактически, назвал Николаса Мадуро, бывшего при Чавесе вице-президентом, но насколько будет он продолжать политику своего предшественника, ещё вопрос – Мадуро является, скорее, леваком, нежели боливарианцем. Страну, скорее всего, ждут новые выборы; по данным соцопросов, в настоящий момент Мадуро поддерживают 60% венесуэльцев, в то время как "единый" (сторонники разных оппозиционеров регулярно дерутся на общих митингах, так что "единый" – понятие условное) кандидат от оппозиции Энрике Каприлес (на которого делают ставку США) может похвастаться 36% голосов. В октябре 2012 года именно Каприлес проиграл выборы Чавесу с 44,97% голосов против 54,42% у Чавеса; нельзя не отметить, что разница не очень велика, вероятно, Чавес начинал вызывать некоторую усталость у населения. Соответственно, в случае победы одной из сил с не очень большим преимуществам возможен сценарий уличных беспорядков с неизвестным исходом.

Определённые проблемы могут быть в таком случае с нефтяной отраслью (стоит отметить, что запасы нефти Венесуэлы – вторые в ОПЕК). Западные нефтяные поля страны расположены в районе озера Маракайбо, где проживает значительная часть оппозиционеров. Восточные также недалеки от побережья; это упрощает захват их в случае гражданской войны по ливийскому сценарию. Впрочем, пока это ещё теория; российским и белорусским нефтяным интересам в регионе пока ничего не угрожает, работа российских нефтяников (Лукойл, Роснефть и Газпромнефть совокупно планируют вложить в венесуэльскую добычу $17 млрд.) была санкционирована на уровне парламента (а не только самого Уго Чавеса и его президентских указов) и имеет статус закона.

Вместе с тем, есть и определённые тревожные признаки. То, что в Латинской Америке изрядная часть населения считает, что Уго Чавеса раком заразили американцы, дабы поскорее свести в могилу, можно списать на местную эмоциональность. Но то, что помимо Чавеса рак обнаружен у президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса Кальдерона, у экс-президента Бразилии Луису Инасиу Лула да Силве, экс-президента Парагвая Фернандо Луго, да и у лидера Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер обнаружилась доброкачественная опухоль – статистически выглядит уж слишком странно. Предсказуемым является то, что Венесуэла намерена создать особую научную комиссию, которая будет расследовать все обстоятельства болезни и смерти Уго Чавеса. Но самое тревожное здесь то, что об этом совершенно спокойно и невозмутимо пишет ведущая газета Китая – "Женьминь жибао", отражающая официальную политическую линию Китая. Может ли это быть своего рода знаком – "мы всё видим"? Увы, однозначно сказать нет возможности.

Земля Вам пухом, полковник Чавес.

Опубликовано 09.03.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
нефть, политика, социализм, Южная Америка

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены