Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Заметки о мировых экономических новостях: Жемчужина Средиземноморья

28.01.2013

Офшор (от англ. off-shore — вне берега) — финансовый центр,
привлекающий иностранный капитал путём предоставления
специальных налоговых и других льгот компаниям,
зарегистрированным в стране расположения центра.

-- Определение офшора

 

Офшор, жемчужина и Средиземноморье. Нетрудно понять, что всем этим определениям удовлетворяет лишь одна страна. Это Кипр. Замечательное место, чудесный климат, стратегическое расположение и богатая история. И – нынешние экономические проблемы, весьма существенные.

История

Человек поселился на Кипре порядка 10 тыс. лет назад. Остров был заселен древнегреческими колонистами (в итоге ориентация на Грецию сохраняется на Кипре и сейчас), им владели в разные времена египтяне и ассирийцы. Был он, как пишут ныне на Кипре, освобождён Александром Македонским, который отбил его у персов. Долгие годы Кипр принадлежал Римской Империи; именно с Кипра был родом апостол Варнава – благодаря этому в христианство был обращён тогдашний римский проконсул острова, а сами жители стали первыми христианами Европы. Затем Кипр примкнул к Византии; в конце XIIвека был захвачен Ричардом Львиное Сердце и продан тамплиерам. Затем островом последовательно владели король Иерусалима, венецианцы и Османская Империя.

Во 2 половине XIX века стратегическое значение Кипра резко возросло, поскольку был наконец построен Суэцкий канал, задуманный ещё при фараонах. Великобритания в тот период поддерживала интересы слабеющей Османской Империи, турки откупились Кипром, заключив с Великобританией соответствующий договор. В 1925 году Кипр стал коронной колонией Великобритании. Независимость Кипр обрёл в 1960 году в результате освободительной войны, гарантами новосозданного государства стали Великобритания, Турция и Греция.

Мирная жизнь продолжалась недолго. Богатая история Кипра привела к тому, что на нём сформировались две общины – киприотов-греков (80% населения на 1960 год) и киприотов-турок (около 18%), между которыми всегда были определённые трения. Турция же, оправившаяся при Мустафе Кемале Ататюрке и его наследниках от разрушения Османской Империи, всегда поддерживала свою диаспору на острове, в то время как греческая община, понятно, ориентировалась на Грецию. После объявления независимости трения усилились, стали формироваться боевые группы, пошла эскалация насилия, прибыли миротворческие силы ООН.

В 1974 году на Кипре произошёл государственный переворот, ядром восставших были прогреческие боевые бригады с офицерами из армии Греции, в которой тогда во главе страны была диктатура "чёрных полковников". Это событие, будучи завёрнутым в "защиту сородичей", дало Турции долгожданный предлог для вторжения. Последовавшие на Кипре боевые действия чуть не привели к войне между Грецией и Турцией (при этом обе страны были членами НАТО), турецкая армия взяла под свой контроль северную часть острова (примерно 35% территории), где в основном и проживали турки-киприоты. Остров оказался разделён.

Эта ситуация продолжается до сих пор. Южная часть Кипра, греческая, официально называемая Республика Кипр, считает север своей временно оккупированной территорией. Север же ныне именует себя Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) – это государство частично признано в мире, в первую очередь, понятно, Турцией. Республика Кипр тем временем вступила в Евросоюз, а в 2008 году, аккурат перед началом кризиса – ввела у себя евро.

Офшор

Статус Кипра как офшора для мира и РФ определяется следующими факторами:

1. Кипрское трастовое законодательство сформировалось в колониальные времена как слепок с соответствующей части британского законодательства, вместе с тем, после объявления независимости система не менялась, оставаясь достаточно свободной, в отличие от Великобритании. В 1992 г. на острове был принят Закон о международных трастах (условия создания трастов: учредитель траста не вправе быть резидентом Кипра, бенефициар также не может иметь на Кипре постоянного местопребывания, хотя бы один из попечителей траста должен являться резидентом Кипра, имущество траста не должно включать в себя какую-либо недвижимость на Кипре, кипрское офшорное партнерство или офшорная компания также могут быть попечителями кипрского офшорного траста). Фактически, таким подходом – "делайте что угодно и где угодно, только немножко платите нам за юрисдикцию" – Кипр приглашал инвесторов всех мастей со всего света. Исключение было лишь для банковской и страховой деятельности – для них требовалась лицензия, получение которой, впрочем, проблемы не составляло.

2. В 1982 году между СССР и Кипром был заключён договор об избежании двойного налогообложения, действующий и поныне, поскольку РФ была признана Кипром как правопреемница СССР.

3. В начале 90х между РФ и Кипром было заключено соглашение о продвижении и взаимной защите инвестиций. Затем был подписан меморандум о принципах экономического сотрудничества.

Всё это, вкупе с удобным географическим положением, хорошим климатом и безвизовым въездом, привело к тому, что ещё с 90х годов Кипр облюбовали российские бизнесмены. Ежегодно в кипрские офшоры переводились миллиарды долларов США. Не следует, впрочем, забывать о том, что основной причиной ухода на Кипр стала всё же минимизация налогов и защита бизнеса и собственности – ни бандитов, ни рейдерство никто, увы, не отменял, несмотря на все громкие заявления.

В нулевые годы ситуация с офшорами изменилась, поскольку в связи с вступлением в ЕС Кипр был вынужден привести своё законодательство о ведении бизнеса к стандартам ЕС, проводить полноправную регистрацию предприятий, также была изменена требуемая бухгалтерская отчётность. Кипр же все прибыли от деятельности офшоров терять никак не хотел, "мы сидим, а денежки идут" – не российское изобретение, соответственно, главным признаком налоговой системы Кипра стало то, что к компаниям, которые осуществляли инвестиционную, торговую или иную деятельность за рубежом, применялись нулевые ставки налогообложения.

Это привело, в свою очередь, к тому, что именно Кипр является крупнейшим инвестором в РФ. Ничего удивительного здесь нет – в Россию вкладываются деньги не кипрского происхождения, но российского – выведенные из страны, получившие кипрскую юрисдикцию и вернувшиеся обратно. Доля Кипра в инвестициях в РФ составляла на ноябрь 2012 года 22,2%. Следующими за Кипром идут Нидерланды с 16,8% и Люксембург с 11,2% - ещё две страны с мягкими налоговыми и регистрационными режимами. Китай, активно осваивающий Дальний Восток России, держит четвёртое место, на пятом находится ещё одна "тихая гавань" для российских по происхождению капиталов – Великобритания, лишь на шестом месте традиционный партнёр – Германия, наконец, на седьмом ещё один офшор –Британские Виргинские Острова.

Кипр и кризис

В нулевые годы Кипр жил, фактически, по греческой модели, разве что не переживал деиндустриализации (та же Греция подчистую лишилась ранее знаменитого судостроения) и избежал типично греческой социальной заторможенности и чрезмерных затрат – типа 14 зарплат в год (две дополнительных – на Пасху и на Рождество), передаваемых по наследству пенсий и так далее. Экономика Кипра в основном ориентирована на туризм, дающий, вместе со сферой услуг, под 80% ВВП страны. Сельское хозяйство, ранее достаточно развитое, способное кормить население острова и давать продукцию на экспорт, ныне захирело и живёт лишь на дотациях из ЕС. Промышленное производство ничтожно. Фактически, Кипр жил на своём статусе офшора и налоговой гавани, туризме и как придаток Греции.

С началом кризиса эти источники дохода стали иссякать. Туризм стал приносить меньше доходов, по миру началась борьба с офшорами (а заодно давлению подверглась Швейцария с её банковской тайной), поскольку правительства справедливо видели в использовании офшоров уклонение компаний от налогов. Свою лепту внесло и ориентирование на Грецию, так, кипрские банки охотно вкладывались в греческие облигации, и когда их стоимость упала до мусорного уровня, банки понесли потери. Снизился и торговый оборот между Грецией и Кипром.

Общеизвестно, что "пока толстый сохнет, тощий сдохнет". Кипр попал именно в такую ситуацию, не обладая ресурсами, чтобы пережить худые времена. Ко второй половине 2011 года ситуация в значительной степени уже дошла до точки кипения; при этом Кипр по причине плохой экономической ситуации лишился доступа на мировые рынки капитала. Кипр обратился за финансовой помощью к России, упирая на давние экономические связи. В конце 2011 года было достигнуто соглашение о предоставлении Россией Кипру кредита объёмом в €2,5 млрд. под 4,5% годовых на срок в 4,5 года – для сравнения, ВВП Кипра в 2011 году составил €18 млрд, и весь 2012 год страна находилась в рецессии. Кстати говоря, другим безмерно умиляющим моментом является то, что РФ сама весной 2012 года разместила три выпуска суверенных еврооблигаций общим объемом $7 млрд. Доходность по 5-летним бумагам составила 3,3% годовых, 10-летним – 4,6% годовых, 30-летним – 5,8% годовых.

Причина, по которой РФ выделила кредит, понятна: пострадает Кипр – пострадает и экономика России, и средства российских чиновников и олигархов в кипрских банках. Кстати говоря, тут внезапно выяснилось, что более 70% недавно приватизированного порта Ванино принадлежат кипрским компаниям. На фоне таких действий, а также недавнего исключения Кипра из списка офшоров Минфином, особенно убедительно звучат слова Владимира Путина о необходимости деофшоризации экономики России – впрочем, вопросы клановой борьбы в российской элите уже выходят за рамки настоящего текста.

Дефолт Кипра был таким образом предотвращён. Но ненадолго. Также это не помогло посыпавшемуся рейтингу Кипра.

Уже летом 2012 года Кипр официально запросил ЕС о помощи. Сначала желаемый размер финансовой помощи был определён в €10 млрд., затем речь пошла о €11,5 млрд., а в начале декабря требуемый объём средств вырос до €17,5 млрд., в том числе €10 млрд. – на рекапитализацию кипрских банков, которые понесли потери по причине реструктуризации греческих долгов. При этом на начало 2013 года госдолг Кипра составляет под 90% ВВП; семнадцатимиллиардная помощь его, фактически, удвоит, и соотношение долга к ВВП превзойдёт греческое.

И здесь как проблема вновь проявился статус Кипра. Европа недовольна тем, что офшорный Кипр является, фактически, прачечной по отмыву незаконных, в основном российских капиталов. Поводом  для такого мнения стало известие о представленном немецкому правительству секретном докладе разведывательной службы BND о состоянии финансов Кипра. Суть проблемы в докладе сводилась к идее, что главными бенефециарами возможной финансовой помощи ЕС станут, на самом деле, связанные с кипрским офшором российские олигархи, бизнесмены и простые российские мафиози. Разумеется, Кипр отверг все обвинения в отмывании денег, а местные жители расценили эти слова как попытку очернить Кипр как место размещения международных инвестиций. При этом Кипр попытался воздействовать на Брюссель, обратившись к России об ещё одном кредите объёмом в €5 млрд. и отсрочке выплат по предыдущему кредиту на пять лет, но лишь подтвердил таким образом свой статус в глазах Европы как главного российского офшора.

Кипр упорствует и по более мелким статьям. Так, киприоты боролись за сохранение тринадцатой зарплаты. Они отказывались приватизировать госкомпании, из которых самая привлекательная та, что занимается подготовкой газодобычи на морском шельфе у острова – впрочем, о газе речь пойдёт отдельно.

На настоящий момент соглашение о помощи так и не достигнуто. Тройка (ЕЦБ, ЕС и МВФ) бодается с Никосией, которая справедливо возмущается по некоторым унизительным и мелочным пунктам, предлагаемым Тройкой – к примеру, Кипру придётся согласится на полёты чиновников только эконом-классом (исключение сделано только для президента и председателя парламента – но не для министров). Кроме того, речь уже зашла и о дополнительном условии, выставляемом России – Россия должна списать тот кредит на €2,5 млрд, а также Германия грозит расследованиями отмывания денег. Правительство РФ уже заявило о возможном временном освобождении Кипра от платежей по выданным в кредит средствам.

По имеющейся на настоящий момент информации, соглашение о помощи не будет достигнуто раньше марта 2013 года – что вполне однозначно чревато банкротством страны с выходом Кипра из еврозоны (это мнение уже высказывают высокопоставленные еврочиновники, к примеру, еврокомиссар по экономике и монетарной политике Олли Рен) и непредсказуемыми последствиями для самого Кипра, для России и для Евросоюза. Европа сильно боится развала, даже просто потому, что для неё это  неизвестность. А неизвестность всегда страшит, особенно на фоне экономических проблем.

Масла в огонь добавляет ещё и тот факт, что нынешний президент Кипра Димитрис Христофиас –коммунист. И, как положено нормальному левому, он руками и ногами упирается против любых действий, которые могут привести к социальным неприятностям. Но условия предоставления помощи именно таковы. Ситуация выглядит патовой – но Европа питает надежду на февральские выборы президента на Кипре и на то, что Христофиаса сменит более договороспособный политик.

Левиафан

Однако ситуация на Кипре имеет ещё и политическое измерение. Вернее, углеводородное.

Несколько лет назад к юго-востоку от Кипра на полуторакилометровой глубине было обнаружено огромное месторождение газа, получившее название "Левиафан". Позже выяснилось, что оно является крупнейшим из всех, обнаруженных в нулевые годы, кроме того под газовым месторождением располагается нефтяное. Подтверждённые запасы газа собственно Левиафана оцениваются в полтриллиона кубометров. Оценка запасов нефти всей группы Левиафан – 90 млрд. баррелей (по данным US Geological Survey), что больше, чем все запасы России - 78 млрд. баррелей (по данным British Petroleum).

Понятно, что такой куш не может оставаться без хозяина – и за это место не может не быть драки той или иной интенсивности. На Левиафане уже работают американцы. Кипр ведёт совместные проекты с Израилем, воспользовавшись тем, что отношения между Израилем и Турцией значительно ухудшились после инцидента с "Флотилией мира". Для Израиля это вопрос геополитики, а не только самообеспечения углеводородами – вывалив на рынок большие объёмы нефти и газа, можно сбить на них цены и лишить таким образом арабские монархии их главного оружия – денег; этим же стремлением и обуславливаются израильские исследования в области нетрадиционных (unconventional) углеводородов, к которым относятся и сланцевые. Израиль стремится разработать коммерчески применимую технологию добычи с невысоким уровнем потребления воды – с которой в том регионе уже проблемы. При этом у Израиля не самые радужные отношения с США – Обама не испытывает к Израилю особого пиетета.

И на всё это недовольно взирает стремительно исламизирующаяся Турция, отходящая от путей, заповеданных Ататюрком, которая очень огорчена тем, что месторождение вроде бы и под боком, но не в их территориальных водах. Даже если принять во внимание ТРСК – воды, которые в случае мирового её признания могли бы быть отнесены к ней, расположены к северу от острова Кипр – а Левиафан, увы, к юго-востоку. И на ум само приходит вероятное силовое разрешение ситуации.

Не исключено, что в скором будущем на карте мира появится ещё одна горячая точка. Впрочем, там это уже случалось неоднократно.

Опубликовано 27.01.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Европа, Кризис, бизнес в России, долги, политика

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены