Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Планы и правители

12.05.2024

Можем повторить!

– Фольклорное

 

Итак, российское самое главное начальство в лице Владимира Путина успешно воспроизвелось на очередной срок. Вслед за этим последовало одаривание податного электората очередным набором планов на грядущую шестилетку, а после этого – и объявление о трансформации правительственного блока. Процесс этот еще не завершен, но в целом можно уже оценить определенные контуры того, как будет в обозримом будущем выстраиваться жизнь. Понятно, если не случится чего, а случиться чего в России всегда может.

По-хорошему, начать всю эту историю следовало бы с подведения итогов предыдущего майского указа, высочайше данного в 2018 году. Это, однако, не очень корректно методологически: на истекшую шестилетку пришлось без малого три года всемирного ковидобесия (кстати, AstraZeneka, на чью вакцину российский "Спутник", по словам Гинцбурга, "очень похож, если не идентичен", отзывает из продажи свой продукт – зачищают следы) и два года неизменно идущей по плану СВО. Оба эти явления, очевидно, не предполагались в предложенном плане, так что тут уж что вышло, то и вышло. Но это же соображение не может не оказывать своего влияния и на оценку перспектив майского указа – 2024: а ну как случится чего-нибудь еще такого же масштаба, и хитрый план тоже поедет по срокам, деталям и стоимости?

Впрочем, это простое "бытовое" соображение. Вспомнить можно еще и итоги майских указов 2012 года, общим числом 11 штук и содержащих в себе более двух сотен поручений. Если кратко: в организационной части итоги очень хорошие (реализовано более 90% запланированного), в фактурной – сильно так себе. К примеру, не вышло ни появления 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест (этот показатель теперь ушел на 2030 год), ни роста доли инвестиций в ВВП до 25% и потом до 27% к 2018 году. Нет также полуторакратного роста производительности труда, нет (и с этим стало еще хуже) и достижения ожидаемой продолжительности жизни в 74 года – и так далее и тому подобное. Опять же, за этим, по идее, должна следовать рефлексия – раз уж жизнь в стране, как и в советские времена, подчинена ритму пяти-, пардон, шестилетнего планирования, то надо бы проговаривать, что получилось, что не получилось, почему так вышло, и что будет делаться иначе. Увы, в общем информационном поле этого нет.

Что касается майского указа – 2024, то его вот так вот разбирать пока рано. Это – новая штука, явленная только что, на нее нет вот этого самого набора постановлений и поручений, нет стоимости, нет понимания кто и что должен будет сделать для достижения этих целей, даже тех, что вроде бы "понятны", типа достижения ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет или роста суммарного коэффициента рождаемости. Пройтись, однако, следует по одной экономической метрике, которая оказалась в этом указе – и которую, соответственно, теперь регулярно будут поминать, как те самые высокопроизводительные рабочие места. Речь идет о достижении Россией 4-го места по ВВП по ППС.

Для начала: я настаиваю, что сама концепция ППС по нынешнему времени неадекватна. Он ("паритет") до сих пор является весьма модным в рассуждениях, и, надо признать, кое в чем даже полезным для элит – та или иная нищая страна, имея низкий ВВП реальный, но более высокий по ППС, может таким образом хвастаться местному податному электорату и утверждать, что не так всё плохо. Это помогает и в мировых раскладах, снижая вероятность "раскачивания лодки" в рамках ООН, ВТО и иных международных организаций, уменьшая шанс того, что эта интернациональная беднота начнет активно объединяться, требовать помощи, торгового благоприятствования и так далее. Подход "в попугаях я гораздо длиннее" в этом смысле подходит не только для России, но в реальности он имеет мало смысла.

Вообще говоря, вся эта концепция имеет уже более чем вековую историю, впервые она была описана Густавом Касселем в книге  The Present Situation of the Foreign Trade в 1916 году. Иначе говоря, это порождение в принципе другой эпохи – эпохи деградирующего золотого (точнее, биметаллического) стандарта. Увы, активно цепляться за эти вещи в условиях превалирующего инфляционного таргетирования (чего не было ещё в 90-е, например) и плавающих курсов, параллельно страдая от невозможности выставить эквивалентные корзины товаров и услуг (и делая на это заметные допуски) – есть затея, весьма корявая методологически. К ВВП и так полно претензий, страны считают его по-разному, несмотря на "инструкции" в виде принятого на уровне ООН стандарта Системы национальных счетов, но накладывать сверху еще один слой неопределенности – не очень разумно.

Но даже если так, и даже если этой цели удастся достигнуть, что с того? Из роста ВВП страны (и тем более ВВП по ППС) не следует прямого и однозначного роста богатства основной части ее граждан, этот рост вполне может собираться у государства, или его ключевых стейкхолдеров (олигархов), или же попросту выводиться наружу. "Просачивания" денег в значимом количестве вниз до людей может и не происходить.

Есть и еще один практический аспект, помимо сугубо методологического. Дело в том, что для взятия этого самого 4-го места российской экономике необходимо расти быстро, грубо говоря, быстрее мировой. Но мировая экономика имеет средние темпы роста около 3% в год, российская же за последнее десятилетие едва-едва превышает 1% роста в год. И это еще в приемлемых условиях слабых санкций, наличия нормального доступа на внешние рынки сбыта и возможности осуществлять технологический импорт. Сейчас с этим всем ситуация ухудшилась; безусловно, сейчас выпуск и занятость в стране поддерживаются активными вливаниями денег со стороны государства, но этот источник роста не безграничен, на шесть лет его не хватит.

Наконец, о персоналиях. Первое впечатление – "те же, там же", подавляющая часть состава Правительства осталась на своих местах. Ушли только четверо, самый главный после премьера, отвечавший за стратегию правительства - Андрей Белоусов, вице-премьер и экс-глава Росреестра Виктория Абрамченко, министр энергетики Николай Шульгинов и министр спорта Олег Матыцин. Все остальные перестановки  происходят внутри старого кабинета, с приглашением четырех губернаторов на "освободившиеся" места. Но это лишь половина дела, точнее, даже треть:  осталась неизвестность с руководством силового блока, всех его направлений, кроме того, состав Правительства представляется на утверждение в Госдуму – и она может, теоретически, внести свои коррективы в это предложение.

Комментировать это пока сложно, здесь именно что "возможны варианты". С одной стороны, всё это идет по категории "можем повторить" – те же люди, та же деятельность, те же тренды на закручивание гаек, цифровизацию, госкапитализм и солидаризм, ничего непривычного не ожидается. С другой – уход Белоусова намекает на то, что совсем уж оголтелого огосударствления всего и вся не будет. Но есть и третье суждение: отсутствие в данном составе известных и сильных политически фигур позволит, если что, без особых сложностей его списать. Новый-старый премьер Михаил Мишустин к таковым не относится – он серьезный и грамотный управленец, но не политик, у него нет известности за пределами его рабочих функций.

А списание правительства может потребоваться после того, как оно примет те или иные непопулярные меры. Опять же, вариантов масса и в разных вариациях: повышение налогов, введение цифрового рубля с его ограничениями, девальвация, обрезание вкладов (те самые 40 трлн. рублей, о которых говорил в декабре Антон Силуанов), новая принудительная пенсионная система, выдача части зарплат государственными облигациями – да мало ли что, фантазия тут безгранична. Всё, предвыборный букетно-конфетный период закончился, началась обычная жизнь с необходимостью затягивать пояса, "основная задача" сама себя не выполнит. Собственно, ровно это и было в 2018 году: о повышении пенсионного возраста вкупе с просьбой "отнестись с пониманием" было объявлено в августе, через три месяца после правительственной пересменки. Другой пример – четверть века назад, 1998 год, давно назревший уже крах пирамиды ГКО и дефолт был повешен на правительство Сергея Кириенко, отработавшее менее четырех месяцев. Это, конечно же, не гарантия такого задорного будущего, это исторические аналогии – но тем не менее.

В общем, будем смотреть. Скучно не будет.

Опубликовано 12.05.24 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Государство, Россия, Будущее, Прогноз

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены