Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Хроники будущего

17.05.2023

And we all lift, and we're all adrift together, together.

– Warframe

 

Завершились долгие выходные, люди отпраздновали День Победы, за которым последовала очень короткая рабочая неделя. И, несмотря на краткость, эта неделя оказалась отмеченной сложившимся паззлом инфоповодов, по которому можно, в первом приближении, собрать картинку дальнейшего экономического движения страны. Речь, безусловно, не о цифрах ВВП, успехах импортозамещения вкупе с "параллельным импортом" (легализованной контрабандой), но о вещах, скорее, онтологического характера. О фундаментальных правилах игры, по сути. Однако прежде чем мы перейдем к фиксации частей этого паззла, следует коснуться текущей ситуации как таковой.

Весной прошлого года я высказал гипотезу о том, что российский экономический кризис, обусловленный СВО, будет иметь ступенчатый характер, с примерными сроками квартал – полгода – год. Иначе говоря, первый удар кризиса, мало кому заметный, должен был прийтись на лето, второй, заметный многим, на осень, а третий, касающийся уже всех – на весну этого года. Первая фаза отработала штатно: она была определена падением промышленного производства в широком спектре отраслей, по свежим данным Росстата, вышедшим в конце июня. Вторая фаза тоже пошла по графику: сам факт осенней частичной мобилизации означает, что РФ не вытянула СВО на военно-экономическом уровне "штатными средствами", надо задействовать внештатные – и это несмотря на то, что регулятор, в первую очередь ЦБ, прилагал все силы для размазывания проблем по времени, нивелирования их резкости и эффектов. Третьего же шага вроде бы пока не произошло, и это хорошо для граждан страны: цитируя красноармейца Федора Ивановича Сухова, "лучше, конечно, помучиться".

Почему не произошло? По совокупности параметров. Регулятор сделал самое умное, что можно было сделать в той ситуации – дал полный карт-бланш бизнесу на восстановление порушенных санкциями связей с зарубежными контрагентами. Правительство, со своей стороны, начало хорошо платить за участие в СВО, при этом практически без проблем – что дало приток потребительских денег в депрессивные регионы страны и поддержало совокупный спрос.  Кроме того, резкого спада ВВП позволило избежать активное закачивание денег в производство вооружения и военной техники, а также форсированное восстановление "новых территорий". Импорт, в итоге, почти восстановился, хоть и стал дороже, но обратной стороной примененных мер стал существенный дефицит бюджета, достигший за последний год 7,5 трлн. рублей. Для полноценного третьего шага кризиса этого мало: совокупных способов финансирования расходов через девальвацию рубля, запасы в ФНБ и дополнительное налогообложение (windfalltaxи накат на "инфоцыган") хватит еще более чем на год, а до выборов 2024 года хватит уж точно. Однако движение в эту сторону намечается весьма значительное – о чем ниже.

При этом рассматривать итоги СВО и воздействие их на экономику можно, исходя с двух вариантов: поражение и не-поражение. Первый для анализа неинтересен: в этом случае элита РФ с огоньком начнет играть в увлекательную игру "кто кого сдаст в Гаагу", а экономическая деятельность населения будет предоставлена сама себе; это весело и задорно, но речь не об этом, и даже не о репарациях. Второй же вариант включает в себя все субварианты – это и "победа", и "ничья", и даже "затягивание конфликта", что-то по образцу ирано-иракской войны 80-х годов прошлого века, разницы между ними в данном случае никакой нет. Примем его как базовый.

Основные внешние факторы в этом случае останутся теми же, что есть сейчас. Никуда не денутся санкции, никуда не денется усложненный импорт и экспорт, обогащающий посредников, в том числе и из числа стран НАТО. Дело в том, что большая часть российской нефти сейчас экспортируется греческими танкерами, они ответственны за 75% экспорта нефти через Черное море, а на Балтике греки держат треть торговли нефтью. Важно то, что никуда не денется аховая бюджетная ситуация: даже в случае победы ни о каких контрибуциях речи не будет, ибо взять нечего, а расходы на поддержание и восстановление надо нести огромные, еще Крым показал это со всей отчетливостью. В общем, денег нет, перелома тренда в сторону нормализации отношений тоже нет, Китай также ничего особо не даст. Что, соответственно, на выходе?

Во-первых, это закручивание гаек в политическом поле. Так, в закон об иноагентах предполагается внести поправки, вводящие понятие "третьего лица", которое своими действиями или бездействием способствует нарушению иноагентом российского законодательства, и за это оных лиц предполагается предупреждать и наказывать. Формулировки размыты: по законопроекту, последствия может иметь даже элементарное придерживание двери перед идущим иноагентом, или подвоз его, или даже продажа ему еды – он же, пожрав, будет продолжать иноагентствовать, зараза такая! Отдельно стоит отметить инициативу министра юстиции Константина Чуйченко о признании иноагентом за деятельность против традиционных ценностей; что это такое никто не знает (какая окрошка более традиционна – на квасе или на кефире?), но это, похоже, никого не волнует.

Во-вторых, это повышение налогов и сборов. Бюджет сам себя не наполнит! Выше уже упоминался однократный налог на сверхприбыль корпораций (типично рэкетирский заход – "что-то ты хорошо поднялся, давай-ка, делиться надо!"), но этим дело не ограничится. Так, еще в феврале был повышен тариф на проезд по платным дорогам для физлиц на 65-165%, в зависимости от трассы, подорожал также проезд и грузового транспорта. Здесь же напрашивается (но пока не был заявлен) рост транспортного налога, а также налога на недвижимость и НДФЛ.

В-третьих, это ужесточение налогового администрирования. Опять же, здесь можно вспомнить накат на "инфоцыган", но ими дело не ограничивается. Так, уже сейчас ФНС предлагает ускорить возбуждение уголовных дел в отношении налогоплательщиков, есть также предложение для ФНС вести реестр цифровых платформ занятости (Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, YouDo, Avitoи т.д.), чтобы максимально вести заказ и оплату внутри сервиса, что позволит сразу видеть доход и, в идеале, сразу же брать с него налог. Здесь же: вся эта неоднократно уже рассматривавшаяся история с цифровым рублем и доведенной до абсолюта прозрачностью.

В-четвертых, это тренд на постепенное сбрасывание государством своих обязательств. В очередной раз предлагается организовать программу долгосрочных сбережений для финансирования пенсий, в очередной раз обещают небольшое софинансирование. Напомню, что аналогичная программа действовала в 2012 году, а закончилось это введением в 2014 году моратория на перечисление пенсионных взносов граждан в накопительную часть пенсий, каковой мораторий был продлен до конца 2025 года. Можно предположить, что сформированный таким образом пул денег будет использован в том числе и для покрытия дефицита бюджета, через инвестирование в ОФЗ. МЧС тем временем хочет изменить законодательство, чтобы ответственность за пожар ложилась на собственника земли, на которой он произошел, а кто именно нарушил пожарную безопасность – никакой роли играть не будет.

В-пятых, идет подготовка к передаче активов. Сначала, возможно, национализация, как предложил на Петербургском международном юридическом форуме Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Затем можно и приватизацию провести, о чем говорят замминистра финансов Алексей Моисеев и банкир Андрей Костин. Частично таким образом можно будет пополнить бюджет, а затем выдать активы уважаемым людям. Цели эти, безусловно, антагонистичны – но почему бы и нет?

В-шестых, есть основания подозревать, что для россиян в обозримом будущем могут ограничить одно из фундаментальных прав – право свободного выезда за границу, равно как и возможность вывода капитала. Президент Владимир Путин поручил принять меры для сокращения оттока россиян за границу, что следует из указа о внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. Прямо сказано, что "требуется принятие дополнительных мер по созданию привлекательных финансовых, социальных и иных механизмов сохранения человеческого капитала, снижения оттока населения Российской Федерации за рубеж". Опять же, для государства это логично: всегда на новое место перебираются самые умные и активные, а еще они выводят капиталы, а еще выводят бизнесы, а еще вывозят семьи. Эти потери, хоть и крайне сложно считаемы, все же можно оценить в условный миллион человек, 1,5% производительного экономически активного населения; едут не из глубинки и от зарплаты в 35 тысяч рублей.

Можно также предположить, что активно эти меры пойдут в действие после весенних выборов следующего года. "Основной кандидат" таким образом получит полностью развязанные руки в реализации всех мер такой политики. Они же за этот период будут проговорены, уточнены и формализованы.

This: the song of sons and daughters,
Hide the heart of who we are.
Making peace to build our future,
Strong, united, working 'till we fall.

Корпорация РФ продолжает свое функционирование.

Опубликовано 14.05.23 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Кризис, Государство, Россия, Будущее

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены