Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Нефть после санкций

15.03.2023

На всякого мудреца довольно простоты.

– А.Островский

 

Вскоре исполняется месяц с того момента, как традиционные потребители ввели эмбарго и потолок на российские нефтепродукты, и три месяца – с введения тех же мер в отношении нефти. Срок, по идее, достаточный, чтобы начать подводить определенные итоги. Проблема заключается в том, что данная история в настоящий момент не является цельной в силу сложившихся обстоятельств, в первую очередь разнообразной секретности там, сям и чуть менее чем везде. Соответственно, собирать картинку происходящего в нефтяной отрасли страны и мира придется как паззл – да только паззл этот отнюдь не из одной коробки.

Сначала официальное. Как сообщил Минфин РФ, средняя цена на нефть марки Urals в январе-феврале 2023 года сложилась в размере $49,52 за баррель, в январе-феврале 2022 года – $88,89 за баррель. Конкретно в феврале ситуация аналогичная: здесь средняя цена барреля составляет $49,56, что в 1,86 раз ниже, чем в феврале 2022 года, когда она составляла $92,15 за баррель. Бюджет верстался, напомним, исходя из $70,1 за баррель и 68,3 рубля за доллар, т.е. по 4800 рублей за бочку нефти. Цифры эти, очевидно, не были достигнуты в первые два месяца этого года: тот же Минфин радостно сообщил, что нефтегазовые доходы в феврале выросли на 23% относительно января, но проблема в том, что оба этих показателя куда ниже того, что было год назад. За эти два месяца они составили 947 млрд. рублей, что на 46% (т.е. почти вдвое!) ниже тех доходов, что были в январе-феврале 2022 года. Локально, впрочем, выросли доходы именно что с газа, но связано это с тем, что в бюджет начал поступать НДПИ от Газпрома, это действие не является долгим.

Разумеется, идет компенсация. Глава ведомства Антон Силуанов гордо заявил, что за январь-февраль в бюджет России поступило более 5 трлн. рублей доходов от налогов, что больше, чем в прошлом году. ЦБ продает золото, правительство продает валюту из ФНБ, включая виртуальную продажу долларов, установлен объем отдельного дополнительного взноса с крупных компаний, а курс доллара на 10% выше, чем прописан в законе о бюджете – т.е. на каждый полученный доллар рублей в системе оказывается на 10% больше. Увы, основы это не меняет: в бюджете на год прописано 8 трлн. нефтегазовых доходов, в текущей ситуации выходит максимум 6 трлн., при этом бюджетные расходы продолжают бить рекорды – к последним дням февраля накопленный дефицит составил почти 4 трлн. рублей при годовом плане в 2,9 трлн. рублей. Минфин, впрочем, утверждает, что еще не все полученные налоги распределены и учтены как доходы, но уже сейчас можно сказать, что объяснения месячной давности (про авансирование госконтрактов заранее) выглядят, скажем так, недостаточно достоверными.

Почему это важно? Дело в том, что в настоящий момент доля энергетического экспорта (нефть, нефтепродукты, газ и уголь) России приблизилась к историческому максимуму в 70% в структуре совокупного экспорта, повторяя пики 2007 и 2013 годов; год назад он составлял около 60%. При положительном торговом балансе из этих показателей прямо проистекает острая зависимость наполнения бюджета от возможности продавать на рынке всё это энергетическое сырье – с учетом всех этих различных санкций. И этот процесс продолжает идти, но общая закрытость информации, судя по всему, отражается и на конечной ситуации с доходами бюджета.

С одной стороны, есть вышеприведенные данные Минфина о $49,52 за баррель. С другой стороны, были сообщения о поставках российской нефти по $38 за баррель, что уже даже ниже точки операционной безубыточности. С третьей стороны, несколько дней назад вышло исследование международной группы экономистов (Таня Бабина, Бенджамин Хильгенсток, Олег Ицхоки, Максим Миронов и Элина Рыбакова), в котором они, опираясь на данные ФТС, выводят много интересного – в частности, что Китай берет нефть из российских тихоокеанских портов по $84. Понятное дело, туда идет сорт ESPO, а не Urals, и он дороже – но, выходит, никаких дисконтов нет, Китай не выкручивает продавцу руки, монопсонии отнюдь нет, а нефть продается вполне себе по рыночной цене. Была также информация, что Индия в конечном итоге берет российскую нефть по $70-75 за баррель, хотя из порта она уходит куда дешевле. В общем, картина становится весьма интересной.

Стоит также отметить, что даже на более-менее официально считаемый дисконт повлияло российское решение снизить объемы добычи на 500 тыс. баррелей в сутки, начиная с марта – хотя рынок в целом на это не отреагировал никак. Как сообщает Reuters, цена партий с отгрузкой из портов Балтийского моря в начале марта составляет около $55 за баррель, хотя в январе она падала до тех самых уровней ниже $40. Reuters также отмечает, что за истекшие два месяца заметно выросло число желающих возить российскую нефть, что и снизило дисконты: к полуофициальному "теневому флоту" экспортеров добавились китайские и греческие покупатели. Что ж, контрабанда есть привычная деятельность для греков, а Китай, видимо, тоже решил не упустить свое

С "теневым флотом" все вообще довольно весело – в классическом таком свободном морском смысле. Официальный экспорт во многом накрылся, но продавать и получать деньги как-то надо, поэтому в ход и пошли откровенно контрабандные схемы. Так, CNN сообщает, что Россия ежемесячно приобретает от 25 до 35 крупных танкеров, чтобы увеличить число судов для перевозки нефти в обход санкций. Итог, по данным CNN, впечатляет: размер флота уже достигает 600 танкеров, что составляет порядка 10% от мирового количества таких судов. Часть кораблей была продана в Европе, иная часть имеет происхождение из Венесуэлы и Ирана, разумеется, в ход пошло переливание нефти в открытом море и движение с отключенными транспондерами автоматической системы идентификации. Кроме того, изменилась и география поставок: помимо Китая и Индии, важным покупателем российской нефти стала Африка.

В общем, неудивительно, что для таких объемов поставок потребовался значительный флот того, что может ходить по морям-океанам и возить в себе нефть. В лучшие времена Россия была ответственна за 10-15% всего мирового экспорта нефти, но он в массе своей шел по трубопроводам. Сейчас такой вариант очевидным образом нежизнеспособен, соответственно, расширение флота выглядит как решение, хотя и не факт, что 10% от всех танкеров хватит, чтобы сохранить масштабы экспорта. Возможно, отсюда и проистекает анонсированное сокращение добычи.

Наконец, свое исследование выпустило агентство Bloomberg. На основе анализа таможенных документов они пришли к выводам о том, что средняя экспортная цена российской нефти "в целом", с учётом роста в экспорте доли дорогих сортов, вышла на уровень $74 за баррель. Это почти на четверть превышает установленный "потолок" и, в некотором смысле, показывает определенную бессмысленность попыток запереть нефть РФ внутри РФ: рынок порешал ситуацию сообразно балансу спроса и предложения. Но это верно лишь отчасти.

Проблема в том, что акторов на этом рынке стало чересчур много. Российская нефть не ушла с мирового рынка, соответственно, на нем не возникло шока неудовлетворенного спроса при просевшем предложении, не состоялся хоть какой-нибудь рост цен. Но общее помутнение товарно-денежных потоков, приводит, судя по всему, к тому, что российское государство (и страна в целом) получает лишь некоторую часть (примерно 50-70%) денег от тех объемов, какие были бы, если бы не были введены санкции; не будем сейчас о причине их ввода. Остальное всё распределяется по всей этой куче контрабандистов XXI века, в тех или иных пропорциях.

При этом не исключено, что закрытость всей этой истории провоцирует самих российских экспортеров занижать те суммы, что показываются Минфину, больше оставляя выручки себе. Возможно, именно это и стало причиной введения вмененной цены на нефть, когда считается, что трейдер продал нефть с дисконтом к Brent, но дисконт этот – не более чем некоторый уровень, который к тому же уменьшается со временем. Этот механизм вступит в силу в апреле, дисконт тогда составит $34 за баррель и снизится до $31 за баррель в мае, $28 за баррель в июне, и $25 за баррель в июле.

Что в итоге? Мировому рынку ничего, нефть на месте, все спокойно. Государство недополучает доход, хотя и пытается это скомпенсировать. А маржа распыляется по стае посредников, от акул до последней макрели. Такое вот "слезание с нефтяной иглы", понимаешь.

Опубликовано 05.03.23 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, нефть

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены