Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О войнах, инфляции и ударах в спину

21.12.2022

В будущее возьмут не всех.

– Илья Кабаков, художник

 

На минувшей неделе небольшая, можно даже сказать, локальная паника разразилась на американо-европейской линии отношений. Президент Франции Эммануэль Макрон внезапно прилетел в США, где встретился с главой государства Джозефом Байденом. Предметом встречи был недавно принятый в США федеральный закон, т.н. "Акт о снижении инфляции" (The Inflation Reduction Act, IRA). По мнению Макрона, он значительно ухудшает положение Европы, не прямо сейчас, конечно же, но уже в недальней перспективе, и он приехал к Байдену просить о смягчении некоторых аспектов данного закона. История, в общем, занятная: мало что может вот так вот всполошить европейских элитариев.

Шевелиться, впрочем, им следовало куда раньше: данный закон был принят еще в августе, а прорабатывался он еще с 2021 года. Более того, речь там идет не об инфляции, несмотря на название – данный закон является большой рамочной схемой, описывающей определенные меры фундаментального характера. Меры, направленные на повышение конкурентоспособности американской экономики в среднесрочной перспективе.

Речь идет о следующих вещах.

Во-первых, некоторым корпорациям, с "бумажным доходом" (annual financial statement income) от $1 млрд. за предыдущие три года, будет выставлен налог на прибыль в размере 15%, что повысит доход бюджета. Смысл идеи заключается, среди прочего, в выравнивании метрик, по которым идет исчисление налога на корпорации в США и иных странах ОЭСР. Кроме того, речь идет о внедрении в жизнь принятого в прошлом году решения о единой ставке корпоративного налога не ниже этих самых 15% – решение это, напомним, одобрили более 130 стран, дружно договорившись об этом. Предполагается, что за ближайшую декаду корпорации, таким образом, дополнительно заплатят в бюджет США еще $222 млрд.

Далее, предполагается осуществить некоторые меры по форсированию сбора налогов, что должно принести дополнительно $181 млрд.

Отдельной строкой прописано введение скромного налога в 1% на обратный выкуп акций, причем траты по этому налогу нельзя будет вычитать из налогооблагаемой базы. Смысл, опять же, понятен: корпорации в США сидят на тоннах кэша, который был налит в систему правительственными и регуляторными эмиссионными программами, при этом ситуация в экономике не ахти, инвестировать некуда – и нормальной практикой становится осуществление обратного выкупа. Это поддерживает капитализацию компании, защищает ее от поглощения конкурентами, позволяет, при необходимости, использовать выкупленные акции в качестве залога – и, разумеется, показывает инвесторам, что кэш не лежит просто так на счетах, что он в деле, что он используется. Правительство США, таким образом, намерено подрезать крылышки этой практике, заодно пополнив бюджет на $74 млрд.

Самым вкусным для бюджета, однако, выглядит план продавливания американской фармацевтической отрасли на снижение цен на медикаменты. Понятное дело, сделано это не в рамках заботы о простых американцах и ценниках в аптеках: речь о постоянных государственных закупках медикаментов для больниц, скорой помощи и армии. По всей видимости, законодатели решили, что фармацевтический сектор США крепко наварился на разнообразных средствах от ковида, и надо бы его немного потрясти – на скромные $281 млрд., которые пойдут в бюджет.

Но это-то ладно, картинка понятная. "Государство доит торговца" – так было еще с фараоновых времен. Более любопытно другое: на что эти деньги предполагается потратить. И здесь, опять же,  вещи локальные оказываются сопряжены с фундаментальными. Так, $238 млрд. пойдет на банальное сокращение дефицита бюджета, а $64 млрд. – на развитие системы Affordable Care Act. Напомним, этот механизм (он же Obamacare) являет собой продавленное еще Бараком Обамой расширение системы медицинских страховок на бедных граждан страны, само собой, за счет бюджета; Дональд Трамп пытался ее ужать или даже откатить назад, но не преуспел в этом. Еще $80 млрд. пойдет на модернизацию системы сбора налогов; выглядит как инвестиция – ввалить $80 млрд., чтобы выжать из бизнеса $181 млрд. Но основная часть трат, размером $391 млрд., пойдет на технологическое перевооружение экономики США.

По сути, почти 400 ярдов будет направлено в то, что сейчас считается важнейшими отраслями будущего. Четверть триллиона пойдет в энергетический сектор, с фокусом на чистую энергетику (солнце, ветер, атом – да-да, он был реабилитирован) и снижение выхлопа углекислого газа, считающегося невероятно опасным и влекущим изменение климата. Еще по $47 млрд. пойдет в промышленность и охрану окружающей среды, с теми же целями – чище, меньше, экономичней и так далее. Выделены также отдельные блоки финансирования для транспортной системы (понятное дело, с фокусом на электромобили), сельского хозяйства и системы водоснабжения.

При этом значение имеет распределение этих денег по направлениям в проектном разрезе. Более половины ($216 млрд.) пойдет на корпоративные налоговые льготы для тех фирм, кто будет работать в этих секторах, еще $43 млрд. будут использованы как налоговые льготы для потребителей, которые будут использовать всю эту экологичную продукцию – покупать электромобили вместо машин с ДВС и обогреваться тепловыми насосами, а не газовыми котлами. Еще $82 млрд. выделяется под гранты на научные исследования в этой сфере, $40 млрд. – на займы, и скромные $13 млрд. – на администрирование всей этой истории. Течет река, летят брызги – всё вполне предсказуемо.

Собственно говоря, почему Европа начала бегать и возмущаться? Потому что США, по сути, этими своими действиями будут выстраивать у себя тепличные условия для компаний, работающих в этих отраслях. Соответственно, начнется переток туда инвестиций и умов из Европы, что, в перспективе десятилетия должно обернуться новыми передовыми продуктами для всего мирового рынка. Так, уже на этой неделе базирующаяся в Бельгии химическая компания Solvay (€10 млрд. капитализации) заявила о релокации в США.

Проблема для Европы заключается в том, что она не может себе позволить осуществить такой план. Дело не в деньгах, Еврокомиссия вполне может сформировать программу и изыскать средства. Более того, под финансирование ее вполне можно выпустить облигации, которые купят европейские банки, после чего они понесут их в ЕЦБ, а тот их выкупит, эмитировав евро – т.е. провести "количественное смягчение" специально под этот проект. Технически это все реализуемо, но не реализуемо политически. Европа слишком разная, Европа лоскутная, в Европе где-то высокая инфляция, а где-то низкая, кто-то страдает от высокой долговой нагрузки (Италия), а кто-то грамотно инвестировал углеводородные деньги, и вовремя разглядел тренд на чистую энергию, как Норвегия, и уже сейчас зарабатывает на ней.

Да, это было более реально 10 лет назад, единство тогда было выше – да и то, о механизме помощи проблемным странам EFSF / ESM договаривались довольно долго. Сейчас ситуация иная, и она отдельно раздражена необходимостью экстренно перестраивать свои энергетические системы с позиции отказа от российских энергоносителей. С европейской точки зрения, сейчас, в такой ответственный момент, США взяли и нанесли Европе этакий "удар в спину" – причем ответственность момента такова, что Европа заметила его только три месяца спустя; закон, напомню, был подписан Байденом еще в середине августа.

Визит Макрона де-факто являлся попыткой как-то снизить накал страстей перед началом полноценной войны льгот, скидок и субсидий, войны, к которой США подошли во всеоружии, с подготовленным и проработанным планом, а Европа была бы вынуждена работать "с колес" и частично – силами Германии и Франции, основных производителей автомобилей. Ему это, кстати, удалось: Байден пошел навстречу, пообещав некоторые правки к планируемым мерам, хотя до полного равенства с Канадой и Мексикой, партнерами США по USMCA (NAFTA2.0), речи здесь не идет. Брюссель, по сути, прямо задался вопросом: "а союзники ли нам США?"

Что здесь можно сказать? На ум приходит одно слово: своевременно. Известный конфликт начался (сам ли?) ровно тогда, когда стала ясна бессмысленность мер по контролю ковида, когда забитый податной электорат многих стран уже начинал задаваться простым вопросом "какого беса это всё", и когда стало понятно, что инфляция уже никак не является временной и преходящей, как заклинал глава ФРС Джером Пауэлл. Более того, наибольшую выгоду от этого конфликта получили именно что США, в том числе и как рекламу своей военной техники. Теперь и эта история: пока там всякие лупят друг друга, с понятными последствиями для окрестностей, самое время улучшать ситуацию у себя, привлекая капитал со всего мира. Хороший кейс, достойный внимания и запоминания. Когда где-то начинается золотая лихорадка, не надо бежать туда, столбить участок и спешить мыть золото. Достаточно продавать кирки и лопаты всем остальным.


Опубликовано 04.12.22 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, Европа, финансовая система

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены