Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Россия: статус и перспективы

24.05.2022

Введение

Для начала надо зафиксировать пару аксиоматических тезисов.

  1. Данный текст не будет касаться военного аспекта ситуации, но только лишь экономического и внутриполитического. Автор не является военным экспертом, ему неизвестны планы сторон, да и, в целом, происходящее там не является значимым в сколько-нибудь долгосрочном смысле.
  2. Автор исходит из того, что Россия является единым и цельным субъектом в сложившемся конфликте, и занимает определенную позицию относительно всех внешних акторов. Конечно же, здесь есть сомнения: достаточно вспомнить перепуганные лица «рыцарей Длинного стола» и сам факт заморозки долларовой / евровой части международных резервов РФ – это либо фантастический недосмотр, либо заранее запланированный такт событий – но ради чистоты изложения надо ввести эту аксиому. В ином случае как-либо прогнозировать события будет невозможно, в силу невозможности реконструировать логику мышления иных акторов.

Надо понимать, что в России намертво, наглухо и тотально отсутствует экономический анализ положения в стране через такие сущности как система разделения труда (СРТ) и производственные цепочки. Это является критической, фундаментальной проблемой, которая начала сейчас вылезать во всей своей чудовищности. Отсутствие такого анализа порождает шапкозакидательские настроения – которые на выходе дадут только провалы и потери.

Основной, многократно слышанный за последние дни и недели тезис – «да мы это все делаем сами». Здесь же многочисленные примеры того, как РФ вышла на полное или почти полное самообеспечение по целому ряду продуктов – и, соответственно, таким вот образом можно пережить всякие санкции, которые «нам на пользу» (уже нет, за призывы к ним неиллюзорно сажают). Это категорически не так: даже если какой-то конечный продукт производится на территории РФ, а не импортируется, то с очень высокой долей вероятности импортируется оборудование для производства этого продукта, или сырье, или некоторые комплектующие, или услуги по пусконаладке, или еще чего-нибудь. И даже если это не так, и все вообще делается своими силами на данном конкретном мероприятии, то практически наверняка у его смежника, который поставляет промежуточный продукт (или покупает его продукт) есть эта самая зависимость от импорта.

Статистически: половина импорта в РФ в стоимостном выражении приходится на машины и оборудование, а с поставками необходимого сырья и услуг доля такого импорта достигает 65%. Российская экономика критически зависит от мировой, она вписана в мировую систему разделения труда, она покупает оттуда товары и услуги и поставляет туда товары и услуги. Надо понимать, что Россия очень сильно интегрирована в мировую экономику, этот индекс вовлеченности (отношение торгового оборота к ВВП) составляет для РФ 51%, для сравнения, у США он 22%, а у Китая 34%. Отрыв от мира порождает и уже породил катастрофическую деградацию экономической системы страны.

 

Ключевой импорт

Примеров этому можно привести массу.

Импорт, конечное потребление, самые критичные позиции:

  • Российские производители обеспечивают лишь 50% спроса на тихие вина.
  • «Мясо свежее и мороженое». Около 220 тыс. тонн на $0,9 млрд. Это в основном говядина. Быстро её не импортозаместить (в течение 8 лет это так и не было сделано).
  • «Рыба свежая и мороженая». Около 400 тыс. тонн на $1,3 млрд. Это в основном сёмга, сибас и прочая рыба. Активно потреблял её и общепит. Добывать эти породы Россия сама не сможет.
  • «Сыры и творог». Более 320 тыс. тонн на $1,3 млрд. Значительную часть составляют сыры из Белоруссии. Скорее всего прежние объёмы поставок останутся.
  • Сливочное масло. 120 тыс. тонн на $0,6 млрд.
  • Бананы. Примерно 1,5 млн. тонн на $1,1 млрд. Тут понятно, что импортозаместить не сможем. Рост цен на бананы будет приличный.
  • «Цитрусовые». Тоже 1,5 млн. тонн на $1,3 млрд.
  • «Яблоки». Почти 1 млн. тонн на $0,75 млрд.
  • Кофе. 250 тыс. тонн на $0,75 млрд.
  • Чай. 160 тыс. тонн на $0,45 млрд.
  • Какао-продукты. 250 тыс. тонн на $1,2 млрд. Эти три позиции импортозаместить тоже никогда не удастся. Ждём роста цен в 2 и более раз.
  • Табачное сырьё. 140 тыс. тонн на $0,65 млрд. Шире: 90% отечественного рынка табачной продукции занимают как-то локализованные здесь импортные производители. «Друг, оставь докурить», как в конце 80-х, может вновь вернуться.
  • Масло пальмовое. Примерно 1,1 млн. тонн на $1,3 млрд. При этом Индонезия, ключевой экспортер, заявила о прекращении экспорта этого товара, во избежание голода у себя дома (но вроде как уже разрешила).
  • Примерно 55% всех лекарственных продаж в России – это импортные лекарства. Под то, что РФ делает сама, на 80-85% закупаются субстанции, вещества, из которых потом делаются лекарства.

 

Система разделения труда

Участие в СРТ:

  • КАМАЗ NEO и K5 использует кабину и двигатели Mercedes КПП немецкого производителя ZF, а также топливное оборудование Bosch. Это накрылось – и КАМАЗ переходит на наработки 80-х годов. Здесь же: корпоративный отпуск в АвтоВАЗе. Причина та же – нет импортируемых компонентов. Если текущая ситуация с поставкой компонентов сохранится, то из имеющейся в РФ линейки автомобилей реалистично собирать только две модели АвтоВАЗа Lada Granta и Niva, автомобили УАЗа и китайские Haval. Влияние на смежников (т.е. распространение заражения по производственной цепочке!) можно домыслить самостоятельно. При этом в настоящий момент производство автомобилей в России встало. Вообще. Совсем. С концами.
  • По итогам 2019 года доля используемых в России семян отечественной селекции составила 62,7%, тогда как, согласно параметру Доктрины продовольственной безопасности, она должна быть не менее 75%. Но по ряду базовых культур доля импорта существенно выше.
  • Хуже всего обстоят дела с семенами сахарной свеклы, в 2019 году на отечественные пришлось всего 0,6% от общего объёма высеянных семян этой агрокультуры. К 2025 году планировалось доведение этот доли только до 20%.
  • Также Россия плохо обеспечена семенным картофелем, доля отечественного составила 9,7%.
  • Обеспеченность семенами подсолнечника и ярового рапса - 26,5% и 31,7%.
  • Отечественными семенами кукурузы в 2019 году было засеяно менее 46% площадей.
  • Доля российских семян сои была на уровне 41,8%.
  • Отечественные сорта и гибриды семи основных овощных культур частной селекции занимают 14% посевных площадей в товарном овощеводстве, а государственной селекции — только 2,5% - в общей сложности чуть больше 16%. Причём сорта государственной селекции созданы 30-50 лет назад.
  • В Екатеринбурге пропала возможность чинить иномарочные полицейские машины: нет запчастей.
  • Хладагент фреон R207, необходимый сельхозпредприятиям для хранения переработанной продукции, стал дефицитом.
  • Производство подшипников в России упало с 1990 года в 21 раз, а с 2000 года по 2020 год в 7 раз. Без подшипников не поедет ни одна машина, ни один трактор или комбайн, ни один станок тоже не будет работать. При этом внешние продавцы (в частности, шведская SKF) отказались поставлять необходимые компоненты.
  • Россия импортирует 30-40% инкубационного яйца или цыплят от своих потребностей. Маточное стадо так полностью и не сформировали. Если разбираться глубже в птицеводстве, то окажется большая зависимость в инкубаторах (или в их деталях при сборке в России), в ветеринарных и витаминных препаратах. Российские животноводы также сильно зависят от импортных ветпрепаратов и вакцин: 85% иммунобиологических лекарств, которые используются в российском животноводстве – импортные.

Разумеется, на это есть и будет ответ, но он либо идет по категории убогого импортозамещения (Cool Cola вместо привычной Coca Cola), либо в поддержке полулегальных неэффективных схем (параллельный импорт работает для конечных товаров, а если требуется ремонт или сервисная поддержка?), либо как откровенная деградация. Так, буквально только что Правительство РФ опубликовало постановление №855. Новый документ позволяет автопроизводителям отказаться от установки на новые машины ряда систем, которые недоступны из-за санкций, введенных в отношении России, или из-за дефицита чипов. В частности, разрешен выпуск новых автомобилей без систем ABS и ESP, система экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС может не иметь функции автоматического срабатывания после аварии, а также упрощены требования к сертификации машин. Это позволит отказаться от установки подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности. Кроме того, в России теперь действуют все экологические стандарты, от «Евро-0» до «Евро-5», что позволяет выпускать автомобили с выхлопом, отвечающим нормативам 1988 года. Стоит вспомнить, что, цитируя Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли РФ, "импортозамещение остановилось по причине невозможности приобрести иностранные компоненты".

Сложившаяся в настоящее время фактически монокультурная структура российской экономики, ориентированной на продажу углеводородов и иного сырья вкупе с продукцией сельского хозяйства, является наиболее выгодной для России в целом. Фактически, Россия специализировалась на самом эффективном товаре, и вокруг этих денег сформировался (частично из советских систем, частично новый) весь остальной народнохозяйственный комплекс, включая и локализованное производство, ориентированное на сколько-то насытившийся деньгами локальный российский рынок. По большому счёту, это и есть предел роста экономики РФ, и страна достигла его еще в 2013 году.

Да, роста экстенсивного более не будет, его уже 8 лет и нет. Рост интенсивный был возможен в некоторых отраслях (сельское хозяйство, IT, финтех) – но теперь это не видится реализуемым.

 

Логистика

Очень серьезные проблемы ожидают логистику:

  • Российские перевозчики эксплуатируют около 980 пассажирских лайнеров, 750 из них — это Boeing и Airbus. В результате санкций возвращать придется 531 самолет. Остальные останутся без ремонта и техобслуживания, а потому полеты также могут стать невозможными.
  • «Уральские авиалинии» подсчитали, что без остановки флота и разборки самолетов на запчасти смогут продолжать полеты еще только два-три месяца.
  • А/к "Победа" прямо и однозначно заявила о начале каннибализации своего (не касаясь вопроса, сколько там самолетов в лизинге, и их надо бы вернуть) воздушного флота – 40% самолетов будет выведено из эксплуатации, именно что по причине необходимости экономить запчасти.
  • В Шереметьево пассажиропоток упал на 70%, сотрудники уже уходят в неоплачиваемые отпуска.
  • Utair анонсировала снятие с консервации старинных "Яков" возрастом в три десятка лет.
  • Крупнейший в мире контейнерный перевозчик Maersk принял решение не принимать новые заказы в Россию и из России (кроме жизненно необходимых)» Также одна из крупнейших в мире судоходных компаний Mediterranean Shipping Company (MSC) c 1 марта останавливает новые заказы на грузоперевозки в направлении России. Морская торговая блокада России становится реальностью.
  • Планы производства МС-21 снижены с 4 единиц до 2 – нет двигателей.
  • Порядка половины компонентов SSJ импортируется, их локализация займет в лучшем случае 2-3 года, и это если не касаться вопроса наличия соответствующего станочного парка, сырья и специалистов, которые смогут все это сделать.
  • Из страны после 170 лет работы уходит немецкая корпорация Siemens AG, а это и "Сапсаны", и "Ласточки", курсирующие по МЦК и не только.
  • Наконец, месяц назад Лондонский морской рынок страховщиков (треть мирового рынка страховки кораблей) объявил все морские воды РФ "военной зоной" (не только Черное море, но и Балтику и порты Дальнего Востока). Теперь, когда судно собирается зайти на такую территорию, владелец обязан уведомить своего страховщика и заплатить специальную "военную премию", размеры которой доходят до 5% стоимости корабля и груза. Проще говоря, деньги лютые – и возить товар в РФ  морем (напомню, самым дешевым транспортом) сразу же становится категорически нерентабельно; кстати говоря, с Северо-Запада уже сообщают о резком падении грузооборота портов.

 

Торговый баланс

Далее, ожидается заметное падение количества валюты, поступающей в РФ – и, соответственно, рост ее стоимости, и в смысле девальвации рубля, и важности как сущности. Здесь видятся следующие факторы:

  • Экспортёры столкнулись с тем, что зарубежные потребители начали бойкотировать российскую нефть. Порядка 70% российской нефти с большим трудом находят покупателей. Дисконт российского сорта Urals к эталону Brent, обычно не превышавший $2 за баррель, сейчас составляет порядка $40.
  • Европа, основной покупатель, взяла курс на планомерный отказ от покупки российских углеводородов, которые являются основными экспортными товарами РФ. Да, Европа в обозримом будущем никуда не денется от покупок газа, это факт – но тренд на отказ от него взят однозначный. При этом отказ от нефти будет реализован гораздо проще и быстрее, переговоры внутри Европы об этом ведутся уже несколько недель, и принятие этого (6-го) пакета санкций ожидается уже в скором времени.
  • В прошлом году Европа импортировала из России порядка 4 млн. баррелей в сутки. Если европейские потребители откажутся от российской нефти, то мировым производителям придётся увеличить добычу на 4,1%. США в 2022 году способны увеличить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки, Канада, Бразилия и Гайана дадут ещё 0,46 млн баррелей в сутки. Если ради стабилизации цен на нефть снимут ограничения с Ирана, то он может обеспечить Европе ещё 0,6 млн баррелей в сутки. К тому же, если ОПЕК+ досрочно отменит ограничения на добычу нефти, это даст ещё 2,8 млн баррелей в сутки. В совокупности этот рост уже перекрывает дефицит российской нефти и позволит поддерживать рыночные цены стабильными.
  • Для России потеря европейского рынка критична: на него приходится почти 37% всей добытой нефти. Нефтяникам остаётся либо предлагать ещё больший дисконт в писках азиатских потребителей, либо терять добывающую промышленность: опыт прошлого года показал, что после консервации скважин восстановить их бывает невозможно.
  • Из страны ушел нефтесерфиc – Halliburton, Schlumberger, Weatherford, BP и иные. Без них добыча нефти однозначно будет падать, с понятными последствиями для объемов валюты, поступающей в страну.
  • BP уже объявил о своем выходе из Роснефти, а Shell – о прекращении деятельности в России, включая выход из "Сахалина-2". Главные проекты России в Арктике – "Ямал-СПГ" и "Арктик-СПГ 2" – тоже под вопросом, поскольку помимо китайцев там участвуют французы и японцы. Перспективы развития СМП за счет роста иностранного судоходства еще более туманны, причем по большей части из-за протекционистской политики России на СМП. Были планы нарастить грузооборот по СМП до 80 млн. тонн к 2025 году – реализоваться им не суждено.

Надо понимать, что текущий "доковидный" курс рубля обусловлен только и исключительно ужесточением контроля капитала. Нерезиденты не могут выйти с фондового рынка, очень сильно зажат импорт, страна сейчас потребляет импортные товары со складов, которые конечны. При попытке нормализовать ситуацию рубль наверняка провалится до 90-100 за доллар, а то и сильнее.

Не стоит также и сбрасывать со счетов вероятность дефолта РФ по внешним долларовым обязательствам. Сейчас эти платежи проходят в последний момент, фактически, по доброй воле зарубежных контрагентов. Ситуация, безусловно, уникальна, РФ при деньгах и готова платить, но ей не дают делать это в обычном режиме. Критично здесь то, что в какой-то момент могут и не позволить, что запросто может повлечь за собой цепочку кросс-дефолтов (предъявления к оплате по всем долгам), арест зарубежной собственности и иной комплект неприятностей.

 

Внешнеэкономические отношения

Отдельно стоит коснуться вопроса помощи со стороны "азиатских товарищей".

Начнем с Ирана. Торговый оборот между двумя странами, конечно же, вырос более чем на 80% в прошлом году, но суммарно он составляет всего лишь около $4 млрд. – и торговля ведется, очевидно, в твердой валюте. Более того, весь торговый оборот с Ираном составляет всего лишь 0,5% от общего объема торгового оборота России с внешним миром, и, что характерно, 80% от объема торговли составляет продукция сельского хозяйства. Собственно, говорить после этого более не о чем: персы, конечно же, могут всячески говорить о поддержке тех или иных российских инициатив, но сама страна никак не является значимым торговым партнером.  Очевидно, Иран не является и партнером технологическим, могущим дать доступ к тем или иным технологиям и устройствам, закрытым для РФ по "официальным каналам". И это, в общем-то, вполне логично: одна глубоко подсанкционная страна не особо может помочь другой глубоко подсанкционной стране – за исключением одного нюанса.

Речь идет о транзитном коридоре "Северг-Юг" – от Шри-Ланки к Мумбаи в Индии, затем к побережью Персидского залива, а оттуда – до Санкт-Петербурга. Проект этот не новый, о нем говорят уже лет 20, периодически он всплывает в медиа, затем снова пропадает ниже радаров, где-то велись (или еще ведутся) какие-то проектно-изыскательские работы, но в целом история скорее мертва, чем жива.

Далее, Индия. Эта страна является гораздо более серьезным торговым партнером, чем Иран, в прошлом году Москва наторговала с Дели более чем на $12 млрд., что втрое выше иранского уровня. Выше-то выше, но суммарно это все равно всего лишь около 1,5% от общего торгового оборота РФ, при этом основные товарные позиции, импортируемые из Индии – лекарства, текстиль и изделия из него, а также продовольствие. Проще говоря, с Индии также ничего особо не получишь важного, полезного и технологического, кроме того, вся торговля с Индией тоже идет морем, со всеми последствиями. Но веселее всего, конечно же, индийское поведение.

Некоторое время назад Иран был под самыми жесткими международными санкциями, которые включали в себя почти полное эмбарго на покупку нефти. Эмбарго это вполне официально не поддерживал Китай, продолжая закупать персидскую нефть – но делал он это, прямо и бесхитростно выкручивая персам руки, норовя заплатить примерно на четверть меньше цены, установленной рынком. И деваться персам было некуда – если не продать ее китайцам, то ее не продать вообще никому. Разумеется, это сопровождалось многочисленными извращениями, типа отключения корабельных транспондеров и переливания нефти ночью в открытом море – за чем американцы с умилением наблюдали со спутников, а покупатели и продавцы несли дополнительные транзакционные издержки. И история эта, похоже, повторяется.

Так, с начала всех этих событий Индия резко нарастила импорт российской нефти, государственные и частные НПЗ Индии купили в России более 40 млн. баррелей, что на 20% больше, чем за весь прошлый год. При этом индийцы настаивают, чтобы сорт Urals продавался ниже $70 за баррель, в то время как цена эталона Brent держится около $110 за баррель, и обычно Urals был лишь слегка дешевле Brent. Скидка эта появилась практически сразу, очень быстро доросла до $18 за баррель (т.е. почти 20% от эталона), затем до $30, затем до $35 – и вот сейчас индусы требуют себе премии в более чем $40 за каждый баррель. При выполнении таких условий Индия готова приобретать по 15 млн. баррелей в месяц, что есть примерно треть от объема, который Россия поставляет в Европу и который может попасть под эмбарго в рамках шестого пакета санкций, ожидаемого к принятию уже на днях.

Наконец, Китай. С этими ребятами все еще проще. Оно, конечно, замечательно и здорово, что торговый оборот РФ / КНР составил в прошлом году $146 млрд., что в 12 (!) раз выше индийского, но с США этот показатель у Китая выше российского пятикратно, под три четверти триллиона долларов. Собственно, вот и все: торговля и поддержание хороших отношений с Западом для Китая в пять раз приоритетнее, чем торговля и поддержание хороших отношений с РФ – и так оно и есть в реальности.

Так, Китай делает все, что разрешается санкциями, т.е. покупает нефть и газ, точно так же со скидками, но при этом сообщается, что крупнейшие китайские НПЗ (государственные, что важно – Sinopec, CNOOC, PetroChina и Sinochem) отказываются заключать с российскими нефтяниками новые контракты. Действующие – исполняют строго в рамках, а новые игнорируют. Кроме того, Китай не делает ничего такого, что запрещается санкциями. Китай не поставляет запчасти для самолетов Boeing и Airbus, составляющие подавляющую часть авиапарка страны. Также Китай не сотрудничает с подсанкционными отечественными банками: карты платежной системы Union Pay в массе своей точно так же перестали работать для внешних покупок и сервисов, как и карты ушедших Visa и Mastercard; сообщают, что Union Pay не хочет попасть под вторичные санкции.

Далее, китайский Huawei сначала вычеркнул карты "Мир" и систему "YooMoney" из приложения AppGallery (своего аналога Google Play), а теперь и вовсе прекращает поставки серверного и коммуникационного оборудования, при этом компания контролирует порядка 35-40% рынка этого оборудования в стране. Техника эта, вообще говоря, изнашивается, и уже к середине лета начнет в заметных количествах выходить из строя, в результате чего в стране запросто могут пойти перебои со связью. Более того, не только они так себя ведут, и иные китайские технологические гиганты (Lenovo Group и Xiaomi) резко сократили поставки в Россию после начала военных действий. Так, в марте по сравнению с февралем ввоз ноутбуков упал на 40%, смартфонов на 66%, а того самого телекоммуникационного оборудования – на 98%. Пишут также, что перестал нормально принимать платежи главный магазин всея Руси – AliExpress. Параллельно представитель Министерства коммерции Китая Шу Цзюэтин заявляет о надеждах на снижение американских пошлин во имя "стабильного и гармоничного развития китайско-американских торгово-экономических отношений". Наконец, китайские партнёры Российской Академии наук притормозили совместные проекты – но это уже так, вишенка на торте.

Собственно, вот и всё. Фактическая позиция всех этих "недовольных американской гегемонией" проста как алтын – Россия заварила всю эту кашу, пусть Россия ее и расхлебывает как хочет, а мы на этом постараемся максимально заработать.

 

Пространство и население

Сейчас пока рано детально говорить о том, как именно будет меняться занятость в стране и картина расселения, но предварительные выводы можно сделать уже сейчас.

  • Будут ускорены центростремительные процессы трудовой миграции в страновом масштабе. В течение года можно ожидать увеличение мигрантов в Москву и МО на 500 тыс. чел. БОльшая часть этих новых мигрантов расселится в ближнем поясе МО, существенно усугубляя перегрузку транспортной системы при ежедневной маятниковой миграции, вплоть до ее коллапса.
  • Соответственно, ситуация в регионах будет ухудшаться. В целом народ будет тяготеть к центрам, где будет сохраняться какая-то относительно приличная жизнь.
  • Это наложится на ухудшение транспортной доступности регионов. На горизонте 1 года ожидается падение авиационного трафика в 3-4 раза в силу и каннибализации самолетов, и снижения доходов населения.
  • Соответственно, со временем может расцвести регионализация. Условному камчатскому моряку глубоко плевать на вопрос усмирения бунтующих юго-западных губерний, но ему совершенно не плевать, что возникли сложности с продажей рыбы, что нельзя спокойно зайти в японский порт для бункеровки и мелкого ремонта, что Москва в принципе диктует как себя вести, не понимая изменившихся местных реалий. Возникнет прямой стимул к независимости – что приведет в мягком случае к федерализации, а в более жестком – к конфедерализации с перспективой распада страны.
  • Важно здесь то, что тот, кто сделает это первым, рискует более всего – и получить больно от Москвы, и собрать все выгоды как "выбравший свободу от ордынского диктата".

 

Выбор

Можно предположить, что перед ЛПР в РФ сейчас стоит, с экономической точки зрения, экзистенциальный выбор. Либо раскручивать гайки в стиле перестройки и 90-х, с максимальной поддержкой любой инициативы людей, с полной свободой торговли и бизнеса, буквально, поставил ящик и торгуй где угодно, и ни один полицейский ничего не может сделать. Либо – ужесточение всего и вся, мобилизация, реинкарнация плановой экономики и прочее "даешь!".

По факту же эта картинка слишком контрастная. Есть предположение, что на первое у них не хватит духу, а на второе – управленческих и проектных компетенций. Соответственно, есть гипотеза, что по факту будет реализован третий путь, с ситуационным реагированием в надежде на какие-либо прорывы на внешнеполитическом треке – Европа одумается, Китай все же поможет, в военных действиях как-то сама случится "перемога", которая позволит дипломатически разрешить конфликт с явными выгодами для РФ, США разморозят резервы и так далее. Но этого не будет.

 

Итог

Если говорить статистически, то, по консолидированному прогнозу на этот год:

  • Сильное падение ВВП - от 10% и более, чего не было с 1994 года. С учетом невеликих темпов роста в последние годы – одним внешнеполитическим решением запросто можно стереть 10-15 лет развития экономики страны.
  • Резкий - с 4% до 12% - рост безработицы, а также снижение доходов населения. После частичной приостановки деятельности или полного ухода более 200 иностранных компаний в России могут потерять работу до 3-5 млн. россиян, и в них самих, и у смежников – только в Макдональдсе работало 62 тыс. человек, и он сильно завязан на местных поставщиков продовольствия;
  • Необходимость докапитализации банков на 5-6 трлн. рублей,
  • Задержка развития страны из-за технологического эмбарго.
  • Инфляция под 20%
  • Средневзвешенный курс доллара 90-100 рублей за $1

Из истории: поправка Джексона-Вэника была введена в 1974 году за то, что СССР не выпускал за границу евреев, а отменили ее лишь в 2012 году. Санкции – введены на десятилетия, по крайней мере, пока здесь не сменится режим. Все происходящее – такт воспитания возомнившей о себе развивающейся страны, решившей, что она может что-то такое требовать (НАТО в границах 1997 года). Иран, оказавшийся в схожей ситуации, потерял в уровне жизни своих граждан примерно троекратно. Вот на это и следует ориентироваться.

 

Александр Виноградов
16.05.2022

Метки:
Кризис, Россия, Будущее, Прогноз, Разделение труда

 
© 2011-2022 Neoconomica Все права защищены