Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
О санкциях и не только11.12.2017
Тихо в лесу – Красная плесень – Тихо в лесу
Время в человеческом восприятии движется с разной скоростью. Иногда быстрее, иногда медленнее. Иногда оно растягивается, иногда, наоборот, спрессовывается. Мысль эта, конечно же, банальна, высказывалась она неоднократно и, разумеется, сама по себе она не свидетельствует о глубине ума. Факт, однако, остаётся фактом: бывает так, что в единицу времени спрессовывается большое количество значимых событий. Это весьма интересно само по себе – и становится еще более интересно, если касается самого наблюдателя или его ближних. И хорошо было бы, если бы эти события были ограничены лишь интересностью – но так бывает далеко не всегда. И похоже на то, что в ровно такой фазе Россия и находится в настоящий момент. Речь при этом идет не об активной фазе внутреннего выборного цикла, что суть, в силу законодательства, нечастое явление в РФ. Я наблюдаю заметное резкое усиление внешнего давления на РФ, и это, конечно, с выборным циклом можно связать – но более интересно, на мой взгляд, другое – а именно системность подхода, его разнонаправленность при широком спектре действующих внешних акторов – и реагирующих на это акторов внутренних. Последнее интересно особо – но обо всём по порядку. Во-первых, это, конечно же, вся эта история с недопуском российских спортсменов на грядущую зимнюю олимпиаду в феврале 2018 года – которая довольно метко совпала с заявлением Владимира Путина о его желании стать кандидатом на недальних уже президентских выборах. Упоминаю я об этом лишь порядка ради: по поводу этих тем и их совпадения по времени существуют уже тонны комментариев совершенно разных авторов с разными воззрениями на всю сложившуюся ситуацию, и дополнять к ним чего-либо нет никакого желания. Отмечу это лишь как факт давления, добавив к этому (просто как штрихи) лишь фактическое признание Владимира Путина ("мы отчасти сами в этом виноваты, потому что дали повод для этого") и меланхоличное замечание Дмитрия Пескова "вопрос персональной ответственности спортивных чиновников за ситуацию с олимпийской сборной РФ не является приоритетным". Во-вторых, это внезапно появившаяся история с санкциями за якобы имевшее место нарушение договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Договор этот, напомню, был подписан аккурат три десятка лет назад, 8 декабря 1987 года, и под документом стоят подписи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, смысл же его в ликвидации ракет дальностью от 500 до 5500 километров и запрет на производство, испытание и развертывание иных ракетных систем этого класса. История же заключается в том, что издание Politico (американская медиа-организация в области политической журналистики, охватывает темы политики и управления в Соединенных Штатах Америки и на международном уровне) сообщило со ссылкой на свои источники в администрации президента Дональда Трампа, что им было принято решение об одобрении нового пакета санкций против РФ. История эта, надо признать, довольно странная – хотя бы тем, что Politico не свойственно развлекаться пустыми вбросами, но иных подтверждений нет (равно как и деталей самих санкций!), а в ежедневном бюллетене, который выпускает в 16.00 по времени восточного побережья пресс-служба Белого Дома, тоже ничего про это решение – хотя в пятницу 8 декабря он вышел на полтора часа раньше заметки в Politico. Вместе с тем, сама ситуация вокруг этого договора по РСМД накаляется уже достаточно давно. Так, та же Politico ещё в июне писала о недовольстве ястребиной части Конгресса этим договором, а ещё в феврале о том же писала New York Times. Недовольство же американцев обусловлено тем, что Россия якобы разработала и приняла на вооружение ракету SSC-X-8 (она же 9М729 в российской классификации), являющую собой, скажем так, наземную версию широко известной в РФ ракеты 3М14 комплекса морского базирования "Калибр-НК". При этом в 2015 году московский ГосНИИП (Государственный научно-исследовательский институт приборостроения) заявил в отчете за 2014 год о "завершении государственных испытаний ракет 9М728, 9М729 и их усовершенствованного варианта". Сама же разработка этой ракеты российской стороной обусловлена, по мнению Москвы, масштабными нарушениями договора со стороны США – так, сюда идет развертывание в Румынии и Польше наземных объектов ПРО, оснащенных универсальными вертикальными пусковыми установками Mk. 41, пригодными для запуска крылатых ракет Tomahawk, кроме того, есть и недовольство использованием БПЛА типа Reaper. Иначе говоря, выходит, что Россия реагирует на действия американцев, а США – на такие вот "недружественные" действия России. При этом, по мнению Politico, стратегия санкций выбрана именно затем, чтобы показать приверженность США этому договору, мол, уберете ракету – свернем санкции, а договор останется в силе. В целом, я склонен считать, что данная история будет еще иметь продолжение. В-третьих, я не могу не отметить резко усилившихся в отечественной прессе разговоров "об иных вариантах санкций". Нет, конечно же, об обнародовании в феврале 2018 года результата детального исследования американского казначейства о людях ближнего круга Путина и расположении их зарубежных активов уже знает достаточно много человек, и ждут они этого частью с любопытством, частью со злорадством, частью со страхом – но в прессе проскальзывают и иные способы. Так, я уже не один раз видел в прессе обсуждение такого варианта санкций, как заморозка российских ЗВР, вложенных в американские казначейские бумаги, что, по факту будет являть собой потерю суммы порядка $100 млрд., причем самой "рабочей", абсолютно ликвидной части ЗВР, не малоликвидных вложений в золото или бонды какой-нибудь условной Венесуэлы. Ещё один обсуждаемый вариант – введние США частичного или полного запрета на инвестирование в российский госдолг; полный запрет будет означать требование к иностранным инвесторам продать имеющиеся у них запасы российских ОФЗ, частичный – запрет на покупку новых облигаций, эмитирующихся в будущем. Вообще говоря, вопрос, какие последствия будут в этих случаях для экономики страны (нет, рынок облигаций не рухнет, их выкупит ЦБ – но рубль в этом случае провалится вниз довольно сильно), является весьма любопытным, но пока оставим его в стороне. Важно другое: я, кратко прочесав зарубежную прессу, не обнаружил там следов обсуждения этих вариантов. Иначе говоря, складывается впечатление, что Россия, по сути, сама себя пугает и даже готовит к худшему, никак не ожидая чего-либо позитивного в отношениях с главным "санкционером" – США. При этом деваться, в общем и целом, особо-то некуда. Я уже писал про то, что российские владельцы крупных капиталов предпочитают уходить из российского налогового резидентства – но ситуация видна и по иным маркерам. Так, амнистия капиталов, программа которой началась в 2012 году и завершилась в 2016 году, привела к легализации денег всего лишь 2500 человек. Более того, в октябре этого года правительство страны официально отказалось от деоффшоризации, признав, что "применение принудительных мер перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом." Сюда же идет и умильная история о якобы имевшем место предложении российских владельцев крупных капиталов к Минфину, дабы тот выпустил специальные высокодоходные (!) анонимные облигации – а то, мол, проценты в банках по депозитам низкие. Это предложение не выдерживает критики – рыночные проценты по ОФЗ выше депозитных, бери да покупай, дело, скорее, в анонимности – и тем самым эти бумаги напоминают бесславный привет из 90-х годов, именуемый "вэбовки" (облигации внутреннего валютного займа). Впрочем, Минфин вроде бы открестился от этого предложения, и его можно понять – на обслуживание госдолга, вроде бы небольшого, уже сейчас уходит почти 5% доходной части бюджета страны. Сюда же можно приложить и создание Андреем Илларионовым (экономист, экс-советник Путина по экономике, ныне эмигрант и находится в полной оппозиции к Кремлю) своего рода "списка Путина" с фамилиями, разделенными по категориям. Опять же, это можно было бы списать на творения некоего обиженного, но Илларионов – сотрудник американского либертарианского института Катона, базирующегося в Вашингтоне. Иначе говоря, к нему наверняка прислушаются на берегах Потомака – и сделают выводы. Кроме того, я не исключаю, что ближе к выборам вновь всплывет тема малайзийского "Боинга", а все хостинги с потоковым видео и (непобаненные Роскомнадзором) торрент-трекеры займет очередное кино, аналогичное известному фильму "Он вам не Димон". В общем, и так далее, и тому подобное. В целом же ситуация подчиняется простому алгоритму, который описывается столь же простой фразой: условно-абстрактный Запад системно-безжалостно проводит сеанс показательного воспитания много возомнившей о себе развивающейся страны. И это, надо признать, довольно неприятно. Опубликовано 10.12.17 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|