Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Оптом и в розницу17.03.2015
Киссур сам как-то, после особо возмутительной сделки, – Юлия Латынина, «Инсайдер»
Осенью давнего уже 2003 года произошло одно весьма значимое событие. По обвинению в хищениях и неуплате налогов был взят под стражу Михаил Ходорковский, глава нефтяной империи ЮКОС. Начались судебные разбирательства, Ходорковский был признан виновным и в 2005 году получил длительный срок в местах не столь отдалённых. Его компании, которая на тот момент была наиболее технологически развита (из всех, имеюших российское происхождение) и производила нефти примерно столько же, сколько и вся Ливия целиком (которая, напомним, стала ареной гражданской войны и интервенции), были выставлены налоговые претензии на сумму порядка $25 млрд. Сумма эта была для ЮКОСа неподъёмной, и развязка была закономерной – весной 2006 года Арбитражный суд принял решение о начале процедуры банкротства ЮКОСа. За год введенного в компании наблюдения в суд на взыскание долгов обратилось около 40 компаний, 30 из них были признаны судом. Наиболее крупный кредитором оказалась Федеральная налоговая служба, которой ЮКОС, по мнению суда, задолжал 353,8 млрд рублей. Затем произошла распродажа активов. Началось это ещё с того, что в декабре 2004 года три четверти акций крупнейшей нефтедобывающей дочки ЮКОСа – "Юганскнефтегаз" – достались за $9,3 млрд никому не известной компании "Байкалфинансгрупп", через несколько дней эту компанию купила государственная "Роснефть". К августу 2007 года распродажа была завершена, и в ноябре того же года ЮКОС была ликвидирована. Хотелось бы отметить, что в целом мне не очень интересна реальная степень вины Ходорковского в инкриминируемых ему деяниях. Виновен, или же нет, или виновен частично – дело десятое. Есть устоявшееся мнение, что истинные причины дела ЮКОСа – сугубо политические. Ходорковский, помимо умелого управления компанией, финансировал проекты открытого общества, НПО, инновационные школы и оппозиционные партии. Он работал на будущее – и в этом смысле мог рассматриваться как потенциальный вызов Путину, его прямой противник. Опять же, так это в действительности или же не так, для данного рассказа несущественно. Существенным же является то, что в планах Ходорковского явно просматривалась продажа своих активов иностранным инвесторам. Это не было таким уж секретом: еще в апреле 2002 года он предупреждал в Wall Street Journal, что в течение нескольких лет основные российские нефтяные компании будут проданы иностранным гигантам. Шли переговоры о продаже частей империи ЮКОС мировым ТНК – ChevronTexaco, Royal Dutch Shell и ConocoPhillips. Но наибольшие шансы на покупку активов ЮКОСа были у ExxonMobil, есть информация, что по состоянию на момент ареста Ходорковского сделка была уже практически полностью сформирована, и предполагаемый объём её составлял $25 млрд. Понятно, по итогам ареста она сорвалась. Надо сказать, что такое объяснение "дела Ходорковского" было весьма тепло встречено патриотическими кругами. Мол, Путин – тоже патриот и государственник, и он не дал за бесценок передать нефтяные богатства страны поганому американскому империализму. С тех пор много воды утекло. В мире началась экономическая депрессия, Ходорковский был помилован Путиным и вышел на свободу, а Третейский суд в Гааге присудил Россию к выплате $50 млрд. бывшим акционерам ЮКОСа, ибо он счёл, что в 2004 году российские власти экспроприировали компанию. Впрочем, это всё развитие сюжета ЮКОСа, и конца и края здесь не видно. Важно другое: история с продажей нефтяных месторождений, вполне вероятно, будет иметь продолжение. Но уже в новом формате и с новыми участниками. Во-первых, с недавних пор пошла речь о прямой продаже долей в месторождениях – т.е. даже не о добывающих компаниях, а о самой земле. Так, в конце февраля на Красноярском экономическом форуме вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Россия готова рассмотреть заявки Китая на получение доли свыше 50% в стратегических нефтегазовых месторождениях РФ, кроме шельфовых. Он также заявил, что пока от китайской стороны таких предложений не поступало, "но если будет запрос, мы его будем серьезно рассматривать". Он также сообщил, что Китай очень интересуется возможностями инвестировать в сельское хозяйство, переработку, ритейл и логистику, и что "мы на пороге серьезного прорыва в части инвестиционного, а не торгового сотрудничества". При этом первые ласточки уже пошли – даже до заявления Дворковича, можно вспомнить, что прошлой осенью «Роснефть» заключила с китайской государственной нефтяной компанией CNPC рамочное соглашение о продаже 10% в проекте по освоению Ванкорского месторождения – одного из крупнейших в России, сумма сделки составила $1 млрд. Есть и другой пример. В конце января стало известно, что крупнейшая в мире нефтесервисная компания Schlumberger договорилась о покупке 45,65% акций крупнейшей буровой компании России Eurasia Drilling Company и опционе на оставшиеся акции, сумма сделки составляет $1,7 млрд. Сделкой этой заинтересовалась ФАС и работа по ней была приостановлена "до выяснения", Schlumberger на днях направила в ФАС ходатайство по одобрению этой сделки. Интересно выходит, однако. Один из грехов Ходорковского, за который, среди прочего, его и посадили, ныне озвучивается из высоких кабинетов – на уровне вице-премьера. Пошёл процесс экспансии иностранного капитала и в нефтесервисную отрасль. Более того, здесь можно вспомнить и комплект законов, посвящённый территориям опережающего развития (ТОР), они были приняты ГД РФ в конце прошлого года. Ради них изменили следующие Кодексы РФ: Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной; а так же федеральные законы: о законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, о приватизации, об обязательном страховании, об иностранцах, о лицензировании, об экологической экспертизе, о таможенных отчислениях, а также и иные законы. Фактически, речь идёт о том, что внутри границ РФ создаются экстерриториальные анклавы – наделенные правами субъектов РФ, но которые не только выводятся из-под действия законов РФ, но могут быть переданы под управление иностранных субъектов. Кроме того, в рамках ТОРов существенно упрощается завоз иностранных граждан, предполагается произвольное наделение их правами избирать и быть избранными, упрощается порядок отчуждения собственности, принадлежащей резидентам РФ, наконец, существенно облегчается налоговая и таможенная нагрузка. Ещё в 2003 году говорили о том, что государство не против иностранных инвестиций, но только там, где надо. Видимо, тогда было "не надо", а сейчас уже и нормально. Или же власть видит существенную разницу между экспансией империалистического американского капитала – и дружественного китайского. Или же просто деньги нужны хоть какие и хоть как. Точный ответ мне, увы, неведом. Хотя, конечно же, было бы очень интересно узнать, почём-таки фунт Родины. Опубликовано 15.03.15 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|