Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Таможня, союз и евразийская интеграция09.02.2015Дружба дружбой, а табачок врозь. – Русская поговорка
Уже достаточно давно, а именно почти полтора года назад, я написал небольшой текст, посвящённый Таможенному Союзу в частности и вообще всей идее евразийской интеграции в целом. Хочу сразу сказать, что я отношусь к этой идее весьма скептически, поскольку выгоды от такого процесса для российской экономики совершенно неочевидны, а вот неудобства заметны невооружённым взглядом – достаточно вспомнить дисконт для Белоруссии на поставки энергоносителей, составивший в 2012 году порядка $10 млрд., равно как и саму возможность доступа на крупный (относительно белорусского) российский рынок сбыта. Отдельное умиление вызвала, помнится, и майская реплика главы Армении Сержа Саргсяна, по его словам, "участие в интеграционных проектах на евразийском пространстве дает Армении возможность пользоваться 30%-й скидкой на топливо – газ, бензин и так далее". Можно также вспомнить историю с таможенными пошлинами – после вступления Армении в ЕАЭС доля её в распределяемых таможенных пошлинах, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС, составила 1,13% при одновременном сокращении доли Белоруссии с 4,7% до 4,65%, Казахстана с 7,3% до 7,25%, а России – с 88% до 86,97%; я сильно сомневаюсь, что включение Армении в этот таможенный контур даст прирост объёмов пошлин, достаточный для компенсации российских потерь. Иными словами, я утверждал и утверждаю, что для постсоветских государств такая интеграция являет собой возможность лишний раз сэкономить на том или ином критически важном товаре. Сэкономить, понятное дело, за счёт России – ибо других таких щедрых не найти, все прочие постсоветские страны люто блюдут свои интересы (что разумно и логично), лишь находящася в плену мифа "вот сейчас объединимся вновь – и ка-ак заживём!" Россия (точнее, российские власти) прямо готова за это платить. Разумеется, с этим подходом можно спорить. Более того, это можно делать, находять при этом не на позиции интеграционного мифа, но с точки зрения сугубой и конкретной экономики. Увеличение ёмкости доступного рынка сбыта, экономия на таможенных пошлинах, увеличивающая конкурентноспособность относительно импорта – всё это вполне разумные аргументы – опять же, если не касаться реальных текущих цифр. Именно реальных и текущих – а не прогнозируемых из расчёта завершения мировой депрессии масштабов товароооборота, инфляции в 2% и нефти по $150 за баррель (нужное подчеркнуть, недостающее вписать). Но недавние события показали, что даже такая нецифровая аргументация рушится при столкновении с реальностью (которая, увы и ах, имманентно содержит в себе цифры). Первым звоночком (вернее, ударом гонга) было заявление главы Белоруссии Александра Лукашенко, он потребовал от своего кабинета министров "торговать не за рубли с Россией, а за доллары, как мы платим за энергоносители". Произошло это, можно сказать, на эмоциональной волне и под влиянием обстоятельств – Лукашенко потребовал этого 18 декабря прошлого года, через два дня после российского "чёрного вторника" (который вернулся из прошлого – два десятка лет спустя). При этом за пару недель до того Белоруссия развернула таможенные посты на российско-белорусской границе, снятые ещё осенью 2010 года. Причина опять же, понятна – российские контрсанкции, точнее, запрет на импорт продовольствия из некоторых стран Европы, привели к тому, что наши "партнёры" по ТС (в основном именно Белоруссия – в силу сугубо географических причин) оперативно ухватили новую возможность делать бизнес. Они импортировали продовольствие (Белоруссия-то эмбарго не вводила), после чего реэкспортировали его уже в Россию по изменённым документам. Тем временем в России его охотно брали, поскольку даже с увеличением издержек эта продукция оставалась конкурентноспособной. Привело это в конечном итоге к тому, что Россия потребовала от членов Таможенного союза запретить транзит по своей территории в РФ продовольствия из ЕС (вместе с переоформлением такового), а 24 ноября начала проверять грузовики, идущие из Белоруссии. Затем 30 ноября был запрещен транзит товаров из Белоруссии в Казахстан через российскую территорию. Кроме того, Россельхознадзор ввел запрет на ввоз продукции с ряда белорусских предприятий и выставил собственные посты на границе для проверки грузов. Вслед за этим министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил (было это 25 декабря), что перевод торговли между Россией и Белоруссией на евро и доллары не будет эффективным для белорусской экономики, после чего ситуация была кое-как замята. Но осадочек, безусловно, остался. Второй гонг ударил на днях. Буквально только что, 6 февраля, выяснилось, что Казахстан вполне себе предметно обсуждает полный запрет или же частичные ограничения на поставки из РФ ставших слишком дешёвыми нефтепродуктов, автомобилей, металла, курятины, муки, соков и кондитерских изделий. Причина понятна – за достаточно короткий срок рубль упал к тенге на 47%, в результате чего российские товары резко выросли в конкурентноспособности по отношению к казахским. Так, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан предложила правительству установить эмбарго на импорт российского куриного мяса, поскольку средняя ввозная цена на эту продукцию упала с 760 тенге до 380 тенге за 1 кг., при этом только себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге, розничная цена, разумеется, гораздо выше. Кроме того, предложения эмбарго сопровождаются и призывами, содержащими в себе необходимость введения таможенных постов на границе с Россией, дабы "поддержать в нынешней непростой ситуации казахстанскую экономику и защитить рынки от наплыва российской продукции из-за стремительного обвала российской валюты". Особо отмечу указание на "непростую ситуацию": Казахстан, вообще говоря, точно также критически зависит от экспорта нефти, как и Россия, и даже более, чем она – в структуре экспорта Казахстана топливно-энергетические товары занимают более 80%. Официальной российской реакции на эти казахские инициативы пока ещё не последовало. Что здесь можно сказать? Забавно, однако! Помнится мне, Россия не вводила никаких торговых ограничений ни в 2011 году, когда белорусский рубль упал к доллару США втрое, ни в прошлом году, когда ЦБ Казахстана одномоментно девальвировал тенге к доллару США на 20%. Обе эти меры резко увеличили конкурентноспособность белорусских и казахских товаров на российском рынке. Теперь же, когда Россия оказалась в такой же ситуации, наши чудесные "партнёры" по "евразийской интеграции" заявляют о необходимости прямого протекционизма и прочей поддержки отечественного производителя. Это прекрасно, я считаю. Но какой тогда, простите, общий рынок? Какие ещё общие таможенные правила?? Относительно небольшая встряска – и вся конструкция поехала по швам. Тут же и импорт с экспортом захотели пересчитывать в гнусном американском баксе, и попытки протекционизма пошли. Замечу ещё раз – не со стороны России, а со стороны Белоруссии и Казахстана, которые в изменившихся условиях почувствовали угрозы своим доходам и своим экономикам. Понятно, обвинять их в этом глупо. И Белоруссия, и Казахстан – национальные государства, которые блюдут свои национальные интересы. Но это означает, что вся эта интеграция (по крайней мере, в нынешней версии) – полная ерунда, миф и химера, о чём я и говорил в начале этой заметки. И чем скорее мы от мифов и химер избавимся – тем будет лучше. Опубликовано 08.02.15 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. Метки: |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|