Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Вторая волна приватизация: много шума. Из ничего ли?

18.06.2012

На прошлой неделе вновь заявила о себе тема приватизации, время от времени в разных ипостасях проявляющаяся на протяжении почти двух десятков лет. 8 июня правительство наконец-то утвердило прогнозный план приватизации до 2016 года, который предусматривает либо сокращение участия, либо полный выход государства из ряда компаний, в том числе и крупнейших, таких как ВТБ, «Роснефть», Сбербанк или РЖД[1].

Декларируемая цель благая: снижение избыточного присутствия государства в конкурентном секторе экономики. Вот только будет ли приватизация вообще проведена, учитывая моментально посыпавшиеся многочисленные оговорки? И кризис подступает все ближе, и рыночная конъюнктура вроде как не способствует, и капитализация низкая, да и инвесторы в очередь не выстраиваются, да тут еще и административная борьба быстро обостряется[2]

На фоне явно затянувшейся истории с пересмотром итогов первой волны приватизации, по поводу которой еще недавно от самого Путина звучали предложения по ее легитимизации хотя бы путем взимания единовременного налога с бизнеса[3] (впрочем недавно власть и вовсе предложила просто забыть о старой нечестной приватизации и сосредоточиться на прозрачности приватизации грядущей[4]), вторая волна приватизации выглядит как будто чем-то свежим.

Но если про ельцинские «залоговые аукционы» хотя бы все понятно: преследовались цели страховки на случай потери власти и испугать политических конкурентов проблемой будущего передела собственности, то даже беглый анализ сегодняшних публикаций показывает, что идеи и смысла второй волны приватизации никто уже давным давно не понимает, и остается только следить за противоречивыми деталями, слушать мнение экспертов и жить как будто в безвременье, гадая, продадут-не продадут.

Полностью утерян контекст и событийная рамка, которая одна только и может дать обоснованный прогноз. Попробуем все это восстановить.

 С самого обретения независимости одной из ключевых идей российской элиты было вхождение в элиту западную. Более или менее такая политика начала приносить плоды во время первого президентства Путина, начавшего свой первый срок с заявления о готовности вступить в НАТО[5] и позже сумевшего установить дружеские взаимоотношения с руководителями ключевых государств Западной Европы, в том числе за счет унизительного статуса энергетической сверхдержавы. Однако сближение было загублено после осуждения вторжения в Ирак, дела ЮКОСа, расширения НАТО на восток, смены Ширака и Шредер на Саркози и Меркель, с которыми у Путина сложились достаточно прохладные отношения.

После победы Обамы в США в 2008 г. российская элита получила второй шанс. Возможно, именно благодаря своему имиджу прогрессивного либерала и инноватора, близкого Западу и потому вызывающего доверие, в качестве преемника был выбран именно Медведев. Началась перезагрузка.

Новый этап в отношениях пришелся на начало мирового экономического кризиса. В тоже время Россия на фоне многих других стран пережила «первую волну» кризиса относительно благополучно, воспользовавшись резервами, накопленными за счет нефтяных сверхдоходов. Россия пыталась позиционировать себя как «тихую гавань», благоприятную для иностранных инвесторов (тогда же возникла идея о рубле как региональной валюте, прописанная, кстати, в предвыборной программе Медведева), которые могут принести технологии. Однако нужно было что-то предлагать взамен.

Это стало очевидно после катастрофической неудачи по покупке Opel, обанкротившейся части имерии GM, концерном Magna-Сбербанк в 2009 г. GMдолго тормозил сделку, требовал исключить российских представителей и в конечном итоге отказал им, за что пришлось оправдываться уже Бараку Обаме[6].  

Хотя во время острой фазы кризиса происходило увеличение доли участия государства в экономике (дошедшее до примерно 50% по сравнению с 27% в 2004 г., по некоторым оценкам[7]), власти призвали к структурной приватизации и акционировании предприятий, не справившихся с выплатой кредитов Внешэкономбанку[8]. К концу 2009 г. окончательно оформилась идея о необходимости второй волны приватизации как демонстрации готовности государства к расширению частного сектора, что широко декларировалось Медведевым, Кудриным, Шуваловым. Приватизация должна была стать толчком к инвестициям в модернизацию российской экономики[9].

Понятно, что такие инвестиции должны были создать определенные связи между российским правительством и иностранными правительствами: отношения сотрудничества, но также и рычаги давления и потенциальные возможности интеграции российских элит в западные.

Будучи однажды запущенной в бюрократический аппарат, идея продолжает там жить своей жизнью, использоваться для решения тактических задач, аппаратных игр и т.д. Масштабная приватизация была заявлена в конце 2010 г., а в июне 2011 г. Медведев поручил пересмотреть планы приватизации, отметив, что они "слишком скромны". Тогда в разгаре была предвыборная борьба и еще было неизвестно, кто же будет баллотироваться на пост президента. В это же время Медведев устроил встречу в Горках с рядом богатейших российских бизнесменов.

В то же время ситуация изменилась. Стало понятно, что в направлении сближения с Западом Медведев не добился больших успехов. Резко обострились противоречия с США относительно строительства ПРО в Европе, стали очевидны разногласия по возможностям вмешательства в дела стран Ближнего Востока, на Европейском направлении был полный штиль, характеризуемый программой «Партнерство для модернизации». Кабинет Путина стал тормозить планы по приватизации[10].

В силу обстоятельств внутрироссийского характера в сентябре 2011 г. на пост президента было решено выдвинуть Путина. И в России, и на Западе очевидно, что произошла договорная смена власти, и теперь ни Путину, ни его окружению больше нет нужды изображать из себя либералов и всеобщих друзей.

Не удивительно, что в числе первых указов Путина ограничение приватизационных планов правительства, расширение списка стратегических предприятий, продажа долей ТЭК не рынку, а «Роснефтегазу»[11]. Саботаж решений о приватизации идет полным ходом (об этом еще в апреле напрямую высказался Медведев в качестве главы государства): отложено решение по Сбербанку[12], есть сомнения по поводу «Интер РАО», не определены правила приватизации энергоактивов. Ход приватизации ряда компаний оставляет желать лучшего: тендер по продаже 20%-ной госдоли в Апатите не состоялся[13], приватизация Объединенной зерновой компании повлекла странное вмешательство ФАС[14], существенно снижена оценка справедливой цены РусГидро[15].

Кроме того, кризис уже не за горами и какой смысл отдавать сегодня то, что завтра все равно придется выкупать обратно?

Российская элита навсегда отрезала себе пути вхождения в элиту мировую, и теперь перед ней стоит только одна реальная и очень понятная задача: любой ценой сохранить власть внутри страны. Что осуществимо только при высокой внутриэлитной консолидации. А поскольку в России власть тесно связана с собственностью, то не удивительно, что контроль за всеми приватизируемыми активами в любых планах остается у государства.  Именно поэтому никакого мирного и легитимного обмена власти на собственность быть не может: чтобы это внутриэлитное единство как можно дольше сохранить[16]

 

Опубликовано в журнале журнале FOX magazine за август 2012 г.

 


[1]    http://www.rbcdaily.ru/2012/06/08/focus/562949984066352

[2]    http://slon.ru/russia/sechin_vozvrashchaetsya_ili_konets_premera_medvedeva-799375.xhtml

        http://slon.ru/economics/privatizatsiya_3_0_otmenyaetsya_vryad_li-730020.xhtml

[3]    http://www.vedomosti.ru/politics/news/1498877/temu_legitimnosti_privatizacii_v_rf_nado_zakryt_putin

[4]    http://slon.ru/fast/russia/shuvalov-peresmotr-rezultatov-privatizatsii-90-kh-nevozmozhno-797183.xhtml

[5]    http://www.ancentr.ru/data/media/arch_media_8.html

[6]    http://vz.ru/economy/2009/11/6/345755.html

[7]    http://pioss.net/blog/media/1383.html

[8]    http://lenta.ru/news/2009/09/16/shuvalov/

[9]    http://urtels.ru/analitic/?n_id=2680

[10]  http://www.fregat.info/politika/6203-plany-medvedeva-privatizacii-napominayut-vremena-elcina.html

[11]  http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1837922/nadvoe_skazali

[12]  http://www.ng.ru/economics/2012-06-08/4_shuvalov.html

[13]  http://www.rbcdaily.ru/industry/opinion/562949984114640

[14]  http://www.rbcdaily.ru/2012/06/15/market/562949984111037

[15]  http://www.rbcdaily.ru/2012/06/09/tek/562949984074040

[16]  http://www.kommersant.ru/doc/1942146

Метки:
Управление, Государство, Элиты, Россия

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены