Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
![]() Инфляция: теория и практика09.02.2025
Он не знает, что у нас талонов хватит – Э. М. Ремарк, «Черный обелиск»
Вопрос инфляции традиционно больной для России и ее жителей. За последние треть века россияне наелись высокой инфляции по самое дальше некуда. Рост цен и, главное, не поспевающий за ними рост доходов накрепко сидит в списке тех явлений, которых справедливо опасаются и которые вызывают раздражение и (тихое) недовольство, направленное на тех, кто ответственен за экономику страны. Более того, даже периоды относительно низкой инфляции, как это было в 2015 году, не меняют этой напряженной настороженности. Особо можно отметить, что официальным показателям инфляции обычно не верят, считают, что она «на самом деле» куда выше – и сейчас ровно такой момент. Думается, можно эту тему слегка потрогать и поразмышлять над ней. Сначала надо отметить, что явление, оппозитное инфляции, а именно дефляция, является, в общем и целом, гораздо более опасным для экономики. Дело в том, что дефляция, т.е. снижение цен на товары, особенно потребительские товары, провоцирует желание откладывать покупки вновь и вновь. Зачем брать нечто сейчас, если через неделю оно будет дешевле, а через месяц – еще дешевле? И если так рассуждают все (а почему должно быть иначе?), то возникает явление, именуемое тезаврация – или, иными словами, сохранение и накопление денег. Снижение количества покупок, т.е. фактическое падение совокупного спроса очень быстро отражается на экономической ситуации в целом. Не покупают – предприятия не получают деньги – не могут платить зарплаты и вынуждены закрываться – растет безработица – желание тратить падает еще ниже и цикл повторяется вновь, именно это и называется дефляционной спиралью. Штука эта чрезвычайно опасна, поскольку из нее нет нормальных рыночных выходов, только дождаться падение экономической активности до какого-то минимального уровня (еду же надо покупать, никуда от этого не деться) и надеяться на постепенную нормализацию. Собственно говоря, Великая Депрессия вековой давности имела именно что дефляционную природу. Обычно в такие периоды активизируется государство и начинает тратить деньги – частично на различные программы поддержки страждущих, частично за счет увеличение госзаказа. Собственно, этому в значительной степени и был посвящен рузвельтовский курс New Deal. Соответственно, дефляции правительства всеми средствами стараются не допускать. С другой стороны, высокая инфляция – тоже не подарок. Она, помимо очевидного раздражения людей, порождает неопределенность для предприятий по всей структуре экономики, им становится непонятно, в какой мере повышать цены на свою продукцию. Если добавить сюда лаги, добавить длительность цикла производства, то картина усложняется еще сильнее, и в этом случае возникает провоцирование бизнеса на повышение цен с запасом. Безусловно, здесь есть ограничение в виде конкуренции и совокупного спроса в целом, но если с конкуренцией не очень хорошо, и существуют некоторые элементы экономики, не страдающие от отсутствия денег, к примеру, по причине их невероятной важности для государства, то этот стопор не работает. Цены могут расти вверх и вверх, национальная валюта – девальвироваться, возникают сложности с оплатой потребительского импорта, что дополнительно гонит цены вверх. Обычно на этом моменте на сцену выходит ЦБ, который задирает ключевую ставку в надежде сделать сбережения более привлекательными, слегка сдуть спрос и укрепить нацвалюту. Иногда это получается, иногда нет. Отсюда и возникает этот идеал инфляции, составляющий 2% для США и 4% для РФ. Редко когда он достигается, но такое все же бывает: в 2015 году официальная инфляция в РФ составляла чуть более 3%, и даже неофициальная, от разных источников, не сильно от этого отличалась. Но было это уже очень давно. Вернемся к текущей ситуации в стране. С одной стороны, по итогам 2024 года официальная инфляция в стране составила 9,52%. С другой – в это мало кто верит. Инфляционные ожидания бизнеса и людей в РФ находятся на максимумах, о чем пишет ЦБ РФ в своем документе «Инфляционные ожидания и потребительские настроения. № 1 (97) Январь 2025 года». Регулятор констатирует, что, по мнению граждан, медианное значение (т.е. половина респондентов считает, что показатель больше этого уровня, а другая половина считает, что он меньше) «наблюдаемой инфляции» являет собой 16,4%, а медиана инфляционных ожиданий населения на ближайший год составляет 14%. Иными словами, люди ожидают, что инфляция в наступающем году чуть замедлится, но всё равно – даже в таком виде эти ожидания в полтора раза больше актуальной официальной инфляции. Также отметим важнейший аспект: именно инфляционные ожидания, а никак не текущая инфляция (уж неважно, кто и как ее считает) является опережающим показателем для инфляции грядущей. Собственно, инфляционные ожидания и означают, что примерно на столько повысятся цены в будущем – и примерно на столько же надо повышать и плату за свои товары и услуги. Далее, есть еще один показатель, который можно отнести к инфляционным. Это индекс-дефлятор цен на FMCG (товары повседневного спроса), который считается холдингом «Ромир» по реальным живым чекам реальных живых людей. Увы и ах: согласно этому индексу, рост цен в этом сегменте с сентября 2023 года по сентябрь 2024 года составил 22%, а, скажем аналогичный показатель за период с февраля 2022 года по февраль 2024 года составил 57%. Иными словами, можно говорить о том, что в потребительском сегменте, наиболее «шкурном» для граждан, инфляция стабильно держится выше 20%, несмотря на все официальные показатели. Кстати, об официальных показателях и их подсчете. На 2025 год Росстат обновил методику подсчета инфляции. По новой методологии, из расчета инфляции уходят цены на авиабилеты, комбинированные анальгетики, «Аллолхол» (желчегонное) и поливитамины, а приходят «восстановление зуба пломбой», «Пенталгин», «Трекрезан» и активированный уголь. Здесь возникает закономерный вопрос: почему? Только внутренними авиалиниями в прошлом году было перевезено почти 85 млн. человек, иначе говоря, рынок авиабилетов измеряется сотнями миллиардов рублей, а то и триллионами! Почему так? Почему такой важнейший потребительский сегмент оказывается вне инфляционного мониторинга? Увы, Росстат не дает ответа. Но сам вопрос от этого никуда не девается! Почему Росстат считает инфляцию именно так, а не иначе – да и вообще, как надо считать инфляцию «правильно»? Сейчас методика – прерогатива этого ведомства и черный ящик с точки зрения влияния на него экспертного сообщества. Оно, сообщество, особо не страдает, лишь слегка ворчит и начинает ориентироваться на спектр показателей из приведенных выше, к которым, кстати, для полноты картины можно причислить индекс-дефлятор ВВП, промышленную инфляцию, отдельно рассматривать инфляцию по секторам и так далее. Но: на официальную государственную инфляцию вынуждены ориентироваться государственные же органы, в частности, в деле индексаций разнообразных пенсий и пособий. Т.е. мало того, что индексация всегда идет по факту и является запаздывающей, она еще и запросто может не соответствовать фактическому росту цен. Вообще говоря, можно сказать, что вот такая вот фокусировка на инфляции вообще, и на недопущение ее высокого уровня в частности подчиняется т.н. «закону Гудхарта». Чарльз Гудхарт, британский экономист, предложил его, постулировав, что «любая наблюдаемая статистическая закономерность склонна к разрушению, как только на неё оказывается давление с целью управления», или же, по-простому, «как только мера становится целью, она перестает быть адекватной мерой». Если начать давить на экономику, пытаясь удержать в рамках подсчитываемый по некоторой методологии некоторый показатель, не обязательно инфляцию – то этот показатель перестает адекватно отражать реальность. И это если не касаться адекватности методологии вообще – это к вопросу об авиабилетах, да. То же самое можно говорить о такой синтетической счетной вещи как ВВП, и уж тем более о ВВП по ППС. Что в итоге? Рост цен будет продолжаться. Граждане ожидают роста цен на 14% (по медиане), предприятия говорят о 10,8%, предприятия розничной торговли (наиболее близкие к нашим кошелькам) – о 15,2%. И эти показатели выше, чем год назад – так что можно ожидать, что и инфляция, уж как ее ни считай, окажется выше, чем год назад. Наконец, если действительно начнется снижение ставки, о чем сейчас начали говорить, то это спровоцирует отток средств с депозитов (ставки по ним уже пошли вниз) и вываливание этих денег на потребительский рынок и, в меньшей степени, на валютный. Последствия понятны – рост цен и девальвация рубля. И это полностью ожидаемо в текущей ситуации ограниченного предложения импортных потребительских товаров и перетока ресурсов в избранные сектора экономики. Опубликовано 09.02.25 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. |
© 2011-2025 Neoconomica Все права защищены
|