Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги |
Экономика по-монгольски08.09.2024– Кто ж его посадит? Он же памятник! – "Джентльмены удачи"
Визит Владимира Путина в Монголию несколько повысил интерес к этой стране. Интерес этот, однако, почти полностью сконцентрировался на одном аспекте – хватит ли у Монголии, страны, подписавшей Римский статут Международного уголовного суда, духу арестовать Президента РФ Владимира Путина, на которого означенный суд выписал ордер. Духу не хватило: власти Монголии объяснили отказ арестовать энергетической зависимостью и политикой нейтралитета, иными словами, выгод значимых от такого острого действия для страны не просматривалось, а негативные эффекты могли пойти косяком. Госдепартамент США, в свою очередь, заявил, что "понимает сложное положение" Монголии и будет продолжать поддерживать ее, но рассчитывает на выполнение страной международных обязательств. В общем, вышло забавно. Но, так или иначе, это поднимает вопрос: а в каком состоянии сейчас находится экономика Монголии, что с ней так или не так, и какие перспективы у нее есть. Провозглашенная в 1924 году (ровно век назад, да) Монгольская Народная Республика (МНР) – которую, впрочем, никто не признал вплоть до самого окончания Второй мировой войны – ничего особого из себя не представляла. В Китае тем временем происходили свои события, опять же, после окончания войны и изгнания японцев была создана КНР, и две страны признали друг друга в 1949 году. Китай был вынужден пойти на это достаточно оперативно, поскольку существовали риски того, что Внутренняя Монголия (остававшаяся частью Китая) захочет объединения с МНР – бывшей провинцией Внешняя Монголия. МНР была по сути, дальней скотоводческой периферией более развитого мира – и, соответственно, реципиентом массированной советской (и всего советского блока) экономической помощи. Её, впрочем, было относительно (для СССР) немного – в середине 80-х годов население МНР еле-еле перевалило 2 млн. человек, и при этом в стране сохранялся традиционный экономический уклад – со скотоводством как основой и общим кочевым образом жизни. Тем не менее, крах Советского Союза сильно ударил по экономике МНР – и стране пришлось выживать своими силами. Ситуация не уникальна, не уникален был и рецепт. В МНР произошли либерализация экономики и активно пошла развиваться монокультурно-рентная форма взаимодействия с развитым миром, в роли которого выступал в первую очередь Китай, сам являющийся развивающейся страной относительно США и Европы, но работающий с ними по инвестиционному способу взаимодействия. Начавшиеся было перебои с продовольствием и карточная система были быстро купированы ростом сельского хозяйства, а в дальнейшем в нищую страну, где внезапно оказались богатые залежи полезных ископаемых, потекли деньги, в первую очередь китайские. Это привело к мощному экономическому буму; достаточно сказать, что в 2011 году рост экономики страны составил невероятные 17,3% (!!!). Рост этот, впрочем, оказался недолговечным – стоило ценам на медь упасть, как в 2015 году он сократился до 2,3%, а в 2016 году – до практически незаметных 0,3%. В дальнейшем темпы роста вышли на уровень 5-6% ежегодно, упали во время ковида, восстановились, затем вновь упали в 2022 году, но сейчас вновь вышли на уровень в 5%. При этом полезные ископаемые составляют чуть ли не 90% экспорта Монголии, и ровно на те же 90% он идет именно что в Китай. По сути, Монголия сейчас является китайским сырьевым придатком и критично зависит от китайского спроса на своё сырьё. При этом нельзя сказать, что монголы живут богато: ВВП на душу в номинальных долларах составляет сейчас в стране порядка $4500, что примерно в 2,2 раза ниже китайского (либо же российского) уровня. Но здесь важны темпы: в начале века, поколение назад, этот показатель был втрое ниже, что весьма впечатляет, даже с учетом того, что доллар за это время потерял в весе по причине инфляции. Здесь и возникает вопрос – а что дальше? Монголия обладает большой территорий с неразведанными запасами полезных ископаемых. Неплохой уровень урбанизации: чуть менее трети населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство даёт 13% ВВП, добыча полезных ископаемых – 26%. Обрабатывающая промышленность развита слабо, энергетика страны в основном угольная и зависимая от импорта энергоносителей, причем именно что из России, дорожная инфраструктура слабая, и лишь около 40% составляет сектор услуг. Иными словами, несмотря на то, что экономика активно развивается, встраиваясь в международную систему разделения труда, до сколько-нибудь современных уровней структуры экономики там еще много что надо сделать. И энергетический сектор, равно как и логистика, здесь являются приоритетными: порядка 20% электроэнергии, потребляемой в стране, импортируется из РФ. Действительно, с энергетикой ситуации в Монголии сложная. Рек мало, гидроэнергии особо не развернуть, уголь используется активно, но это объективно довольно грязное топливо прошлого века. Остаются лишь варианты с кем-то договариваться для строительства АЭС, что долго и равносильно серьезной технологической зависимости. Можно ставить россыпь объектов возобновляемой энергетики, но это в целом аналогичная ситуация – Китай радостно поставит туда свои солнечные батареи, но он же будет их менять, обслуживать и в целом диктовать стоимость, что не очень нравится Монголии. Остается история с газом: здесь тоже есть зависимость от трубопроводов и поставщиков, но она менее выражена: газ в Монголию могут поставлять оба соседа, и Россия, и Китай, потому живой интерес к этой теме выглядит оправданным. Так оно и вышло, для монгольской стороны. По итогам визита Владимира Путина компания Газпром пообещала поддержку в газификации страны, было также заявлено, что Россия поставит в Монголию 1,9 млн. тонн нефтепродуктов, пошли также разговоры о расширении авиасообщения между Улан-Батором и российскими городами. Но это всё "бантики": за семь месяцев с начала года товарооборот Россия – Монголия составил немногим более $1,4 млрд. Безусловно, годовой рост на 21% впечатляет, притом что основная часть товарооборота – это именно что российский экспорт. Однако общие объемы торговли не те, чтобы сильно хвастаться по этому поводу. Более важной историей была тема с "Силой Сибири – 2". С этим проектом подвижек не было и, вероятно, уже не будет. Безусловно, сами монголы никак не против этой трубы, но против нее есть возражения у китайской стороны – собственно, именно поэтому эти переговоры длятся уже много лет. Данные по "Силе Сибири" закрыты, но косвенные расчеты показывают, что стоимость газа для Китая – $150-170 за тысячу кубометров. что мало по сравнению с европейскими рынками, впрочем, уже потерянными. При этом энергобаланс КНР нормально сводится и без "Силы Сибири – 2", страна активно покрывается ветряками и солнечными батареями, так что слухи о китайских требованиях строить газопровод за свой счет и обещания платить по внутренним ценам РФ стоит воспринимать как форму вежливого отказа китайской стороны. Собственно, на этом можно ставить точку. С Китаем договориться не удается, а с Монголии много не возьмешь – и это если не касаться вопроса сложности проведения оплаты, которая уже докатилась до прямого бартера, закупки наличных долларов в Африке и даже перевозки через границу золота в мелких слитках. Также может повториться история с индийскими рупиями, по крайней мере, подавляющее преимущество России в торговом обороте заставляет скептически смотреть на оплату монгольскими тугриками. С другой стороны, лучше так, чем никак – а Монголия на этом продолжит аккуратное поступательное развитие. Опубликовано 08.09.24 на портале Бизнес-Онлайн, Казань. |
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены
|