Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Модель фирмы - как главный инструмент управленца

26.02.2021

«Если бизнес критически зависит от кадров, значит с бизнесом что-то не так».

Давайте остановимся на этом подробнее.

Подход, при котором во главе угла стоят сотрудники, имеет ряд проблем.В прошлой статье мы красочно описали вам боль собственника и отчаяние от невозможности что-либо с этим сделать.

Мы же предлагаем вам пойти по обратному пути. Давайте опишем фирму не с точки зрения людей, в ней работающих, а с точки зрения материальных и денежных потоков, которыми вам необходимо управлять. (Скажем наперёд, разобраться с управлением людьми при этом станет намного легче).

Любая фирма может быть описана как совокупность запасов.

Когда мы говорим про запасы/склады, мы говорим об этом в самом широком смысле этого слова. Помимо самых очевидных запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершённого производства, запасов внутрицеховых и на каждом рабочем месте есть и другие, чуть менее очевидные запасы.

Например, это запас денег в кассе для покрытия сезонных колебаний (и прочей неопределённости), или запас свободных мощностей у производственного оборудования, или торговых площадей для обслуживания спроса.

Бизнес представляет собой потоки, связывающие между собой запасы. Попробуем с ними разобраться подробнее.

Можно попробовать расписать эту схему максимально подробно и получить ту картинку, которую мы показывали в прошлой статье.

Но она слишком большая и подробная, чтобы разобраться в ней, не прибегая к допингу в виде трубки мира, или к расширяющим сознание грибочкам, или к прочим крайностям.

По этой причине давайте начнём с простого и постепенно дойдём до этой сложной схемы.

Если мы представим запасы предприятия в моменте, то это - мёртвая инфраструктура вашего бизнеса. А жизнь ей придаёт поток поступающих заявок (с определённым уровнем неопределённости, к которой мы ещё вернёмся).

Итак у нас есть [Заявки] (принятые к исполнению), которые превращаются в отгрузки в единицах. Если мы знаем, какое количество товара мы отгрузили и какие были [Цены на товары], то мы можем легко посчитать, на какое количество денег мы сделали отгрузку - на следующей картинке это [Отгрузки в деньгах].

Исходя из этого мы фиксируем какая у нашего покупателя формируется [Дебиторская задолженность] перед нами.

А после того, с некоторыми корректировками и задержкой это всё превращается в [Поступление средств].

Это была самая приятная, прибыльная часть. В этой части все радуются потенциальной прибыльности злосчастного кофе (или попкорна например, тоже хорошая сказочка для взрослых).

Но теперь перейдём ко второй части этой (намеренно упрощённой) схемы.

Пришедшие заявки (принятые к исполнению) означают и то, что со склада должна уйти готовая продукция, а на её место произведена новая продукция для следующих продаж (если вы конечно не собираетесь распродать склад, положить деньги на счёт, уехать на лазурный берег, поставить статус в соцсетях “счастлив” и больше никогда не появляться онлайн. Но в таком случае зачем бы вам читать эту статью?)

Таким образом, пришедшие заявки превращаются (ещё раз - в нашей упрощённой схеме) в план производства новой партии продукции компании.

А имея данные о том, сколько какого сырья нужно на производство того или иного продукта, мы получаем и таблицу расхода сырья.

Если мы знаем сколько нам нужно произвести продукции и сколько для каждой из них нужно сырья и материалов, то, зная цены на сырьё, мы можем получить сумму, которая нам нужна на закупку сырья.

Аналогично дело обстоит и с расходами на оплату человеко-часов.

Вот новая схема; выглядит сильно проще оригинальной.

Но она передаёт самую главную (и очевидную) суть.

Бизнес можно оптимизировать только целиком.

Далее можно добавить огромное количество складов, можно немного адаптировать бизнес-процессы под нюансы каждой конкретной ниши и компании. Тем не менее, общая суть такова, как мы её описали.

Но штука в том, что эта схема не будет полной, если не добавить сюда кассу, ведь касса - это тоже своего рода склад/запасы (просто для своего, особенного, типа неопределённости).

Также эта схема не будет полной, если не увязать поступление средств с расходами на сырьё и оплату труда. Ведь фирма - это потоки денежных и материальных ресурсов, которые переплетаются между собой сложно структурированным образом (см. самую первую картинку этой статьи).

Бизнес – это Д => Д'

В самом абстрактном виде нам говорят про то, что бизнес это деньги, превращающиеся в деньги-штрих.

Это означает, что изначальные деньги в процессе бизнеса приросли прибылью и превратились в большее количество денег. Это всё замечательно, но не очень информативно.

Но давайте наложим эту не очень глубокую мысль на нашу схему.

Уберём лишние (для самой упрощённой схемы) элементы.

Добавим склады и кассу (которая, как мы уже упоминали, тоже является складом/запасами).

И попробуем сделать динамичность этой схемы наглядной.

Как видим, схема замыкается. Но если бы она замыкалась 1 к 1, то это означало бы, что предприниматели идиоты и гоняют воздух по кругу.

Но предприниматели не идиоты, поэтому схема скорее представляет из себя раскручивающуюся воронку.

Тут мы видим, как изначальная дебиторка превратилась в поступление средств.

Часть денег уходит на сырьё, часть на труд, часть на коммерческие и прочие расходы, а часть откладываются на кассу для покрытия будущей неопределённости.

Далее, через ту самую схему Д => Д', продав с наценкой, мы получаем уже [Дебиторку'], а она, в свою очередь, превращается в [Поступление средств'].

Проходя цикл от [Поступлений] до [Поступлений'] мы возвращаемся в начальную точку, но на более высоком уровне.

Эта разница и составляет свободный денежный поток + увеличившийся оборотный капитал, ради которых мы и разрабатывали всю эту модель.

Эта модель позволяет решать следующие задачи, возникающие в ходе функционирования фирмы:

  • Как организовать все эти потоки таким образом, чтобы исключить кассовые разрывы, которые могут обгадить весь следующий сезон.
  • Как не допускать заморозку оборотных активов на складе сырья и материалов и/или на складе готовой продукции.
  • Как минимизировать количество невыполненных заявок.

И многие другие задачи, регулярно возникающие у собственника.

Напоследок ещё раз покажем нашу (самую упрощённую!) модель в полном виде.

Именно об этом мы говорим, когда заявляем, что управление фирмой - это управление запасами. Получив представление о денежных и материальных потоках, вы сможете увидеть то, как работает ваша фирма «с высоты птичьего полёта».

Тогда будет понятно, что от кого требовать. Кого куда назначать. Кого и почему увольнять (а кого и почему увольнять ни в коем случае нельзя).

Важно то, что подобный анализ не требует перестройки всей информационной системы фирмы. И миллионов долларов оно тоже не требует для решения более чем 80% ваших проблем.

Теперь, когда мы бегло прошлись по схеме, мы готовы к обсуждению главного вопроса, на который отвечает эта модель.

В первой части этой статьи мы писали: «Всё начинается с мёртвой инфраструктуры вашего бизнеса и поступающих заявок, которые наполняют её жизнью (с определённым уровнем неопределённости, к которой мы ещё вернёмся)».

Заявки - источник жизни для всей схемы потоков в фирме.Но они же и источник главной неопределённости в ней. Запасы сырья, готовой продукции, денег в кассе и всего что в промежутке - это во-многом результат неопределённости спроса (заявок).

Тема следующей статьи - сколько вашему бизнесу стоит эта неопределённость, и как это посчитать.
 

Метки:
Управление, бизнес в России, фирма

 
© 2011-2021 Neoconomica Все права защищены