Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Предчувствие войны

11.11.2010

Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Сунь-цзы, "Искусство войны", гл. I

Сунь-цзы сказал: кто является на поле сражения первым и ждет противника, тот исполнен сил; кто потом является на поле сражения с запозданием и бросается в бой, тот уже утомлен. Поэтому тот, кто хорошо сражается, управляет противником н не дает ему управлять собой.

Сунь-цзы, "Искусство войны", гл. VI

27 сентября 2010 года министр финансов Бразилии Гвидо Мантега заявил, что международная валютная война уже началась, и правительства стран по всему миру стремятся снизить стоимость своих нацвалют, чтобы повысить конкурентоспособность экономики и экспорта. Он был первым, кто публично и явно заявил о таком развитии событий. После него - "стало можно" говорить об этом всем.

Но любой войне предшествует нагнетание напряжения, развёртывание войск, разведка - и, что немаловажно, введение в заблуждение противника. Имеет смысл рассмотреть в таком же ключе и экономические события 2010 года.

Для начала, впрочем, следует кратко описать принципиальную суть происходящих процессов.

Описание укладывается в несколько строк: значительная закредитованность экономических агентов, утягивание поясов, снижение затрат (сиречь совокупного спроса). Отсюда - перепроизводство.

Планетарная экономика представляет из себя сейчас, по большому счёту, единый блок; все связаны со всеми, исключения же типа КНДР невелики по масштабу.

В такой ситуации естественным, напрашивающимся решением для правительства страны является снижение курса собственной валюты, ведь в этом случае товары, производимые в данной стране, ставновятся дешевле относительно товаров прочих стран, соответственно - на них (в теории) растёт спрос, давая работу и заработок собственным гражданам. Разумеется, у этого подхода есть и негативные эффекты - снижение уровня жизни за счёт удорожания импорта, усложнение обслуживания внешнего долга, если он не номинирован в своей валюте, снижение доверия инвесторов к данной стране. Но эти негативные явления проявляются далеко не сразу, а польза в виде новых заказов - близка.

Эти соображения ни для кого не являются тайной, но поступать так является (а, точнее, в прошедшем времени - являлось) моветоном - ведь это же протекционизм, нарушение принципов свободной торговли!

Увы, жизнь расставляет свои коррективы любым, даже самым красивым и внешне правильным принципам.

***

Начнём, пожалуй, с прошедшего в январе 2010 года в швейцарском Давосе Всемирного Экономического Форума. Девизом его было Rethink, Redesign, Rebuild — «переосмысление, обновление, перестроение». Злые языки тут же добавили к нему ещё пару R - RepentandReform ("раскаяние и реформа"), однако же, в реальности о них речи не шло. В основном форум был посвящён делам банков - возможными ограничениями на их деятельность, контраргументам банкиров и всей этой околобанковской полемике. Однако, отмечен был был и некий момент, который можно уже отнести к вышеуказанным валютным боевым действиям.

Речь идёт об объявленном на форуме отказе Франции и Германии предоставлять Греции финансовую поддержку и двусторонние займы. В ответ на это греческий премьер-министр Георгиос Папандреу заверил всех, что в Греции всё под контролем, что Греция не собирается покидать зону евро, хоть ситуация в стране и тяжёлая. Его поддержал его испанский коллега Хосе Сапатеро - «Никто не собирается покидать еврозону, многие страны собираются присоединиться [к ЕС]. Евроклуб — это сильный клуб с сильными связями и взаимной поддержкой». В ответ на это глава ЕЦБ Жан-Клод Трише заявил, что «сегодняшние проблемы Греции — это общеевропейские проблемы».

Так оно и оказалось.

Через неделю после Давосского форума, в начале февраля прошла "тайная" встреча министров финансов G-7 в Канаде. Никаких чётких и внятных действий по итогам встречи принято не было - было заявлено о продолжении стимулов экономик, о сложной ситуации с Грецией и о необходимости снижения бюджетных дефицитов. Иначе говоря - "за всё хорошее и против всего плохого". А через месяц после этого началась греческая драма.

Формальным началом её следует, видимо, считать издевательское предложение продать острова в счёт оплаты долга, сделанное Греции немецкими депутатами, объявленное аккурат накануне визита Папандреу в Германию. Греки устами вице-премьера Теодороса Пангалоса в ответ затребовали от Германии компенсацию за оккупацию во время Второй Мировой Войны. И понеслось. Истерия длилась около трёх месяцев - с уличными боями в Греции, набегами на банки, громкими заявлениями с разных сторон...и падением курса евро, которое до этого момента было небыстрым, но затем значительно ускорилось. Итогом этого явилось, например, то, что ВВП Германии показал по итогам 2 квартала 2010 года рост в 9% (2.25% в годовом исчислении), что явилось лучшим результатом за 20 лет. А грекам в итоге ЕС пообещал денег и ситуация в конце концов успокоилась.

Евро / доллар США в 2010 году

Здесь же, кстати говоря, можно упомянуть ещё одну такую же операцию по отвлечению внимания. Ирландия, ноябрь 2010. Та же шумиха, то же наблюдаемое падение курса, то же "спасение" и успокоение.

Впрочем, вернёмся к хронологическому порядку. Июнь 2010, встречи G8 и G20 в Сеуле и в Торонто. Результат нулевой - никаких экономических решений, никаких общих рекомендаций, за исключением призывов не допустить протекционизма и разрыва мировых торгово-экономических связей. Декларации на том и кончились, и началась реальность. Реальность, в которой разъехавшиеся по домам лидеры и занялись протекционизмом, в той или иной форме, с теми или иными объяснениями для общественности..

Здесь нельзя не отметить действий США, которые всё это время проводили эмиссионную накачку своей экономики в размере примерно 1% ВВП  в месяц. Конечно, это дало некий рост ВВП, но он несоизмерим с затраченными денежными усилиями. В результате этого 27 августа председатель ФРС Бен Бернанке объявил о возможном дополнительном вливании денег в экономику, т.н. QE-2, детали которого и воспоследовали уже в ноябре 2010.

Через две недели, 15 сентября, лопнуло терпение у Японии, и ЦБ этой страны провёл валютную интервенцию, продав на рынке пакет из 5 трлн. йен, в надежде снизить её курс. Увы, это привело к очень кратковременному позитивному результату - инвесторы расхватали свежие йены как горячие пирожки, имея целью диверсифицировать свои портфели, а Япония понесла имиджевый ущерб - как протекционист.

В итоге это всё вылилось в речь вышеупомянутого Гвидо Мантеги, заявившего о том, что и так уже было всем понятно - но чего никто не хотел декларировать.

Весь год прошёл также под знаком валютно-торговых скандалов между Китаем и США. Последние обвиняли и обвиняют Китай в занижении курса своей валюты в целях стимулирования экспорта, Китай же отвечал по-разному. Когда - обещанием ревальвации, когда - слабой ревальвацией, когда - жалобами в ВТО, когда - повышением пошлин на окорочка (экспорт США), когда - репликами в духе "да у нас же плюс торгового баланса и так снижается, куда тут ревальвировать!", каковые реплики подтверждались статистикой. Немало шуму наделало также задекларированное намерение Китая резко ограничить экспорт редкоземельных металлов, в чём Китай является в значительной мере монополистом на мировом рынке. Вместе с тем Китай помаленьку приобретает себе союзников в Европе - и как торговый партнёр, и как покупатель облигаций проблемных стран, например Португалии.

И нет никаких сомнений в том, что валютная война, или же, говоря более старым и оттого привычным термином, парад девальваций, продолжится и в новом 2011 году.

Метки:
США, Европа, Мировая экономика, ФРС

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены