Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О долгах, перспективах и персонах

02.08.2011

Долг платежом красен.

— Поговорка многих народов мира

 

Сижу не пью уже с утра

Назавтра будут выборА

 — Сергей Шнуров, "Песня про выборы"

Весь июль 2011 года прошёл для экономистов всего мира под большим знаком вопроса -- "ну когда же эти американцы договорятся о новом потолке госдолга?" Проблема, бывшая ранее сугубо технической, внезапно перестала быть исключительно таковой, обрела политическую основу - и мировой масштаб.

"Сугубо технической" упомянуто не случайно. В истории США такое событие - подъём планки допустимого госдолга случалось уже 72 (!) раза за период с 1962 года. Технология сама несложна: планируемое повышение планки прописывается в очередной закон о бюджете, который принимается Конгрессом, а при подходе срока повышения оно происходит по факту. Но не в этот раз.

Год

Обслуживание долга

2010 г

$414 млрд.

2009г

$383 млрд.

2008г

$451 млрд.

2007г

$429 млрд.

2006г

$405 млрд.

2005г

$352 млрд.

2004г

$321 млрд.

2003г

$318 млрд.

2002г

$332 млрд.

Действительно, пока экономика США росла существенными темпами, обслуживание госдолга не выходило за определённые рамки расходов бюджета, его можно было относительно спокойно наращивать.

Даже во время последнего повышения планки в январе 2010 года, когда она была повышена на $1,9 трлн. (с $12,4 трлн. до $14,3 трлн.), баталий в обеих палатах парламента США не возникло - лишь слегка поворчало республиканское меньшинство - мол, надо жить по средствам. Но тогда внимания на это никто не обратил, все были под впечатлением от вызванного госпрограммами помощи роста - "зелёными ростками" (greenshots). Следует также отметить, что за последнее десятилетие объём средств, выделяемых из бюджета на обслуживание госдолга, менялся достаточно слабо (см. таблицу), несмотря на значительное увеличение объёма самого тела долга, причина тому - снижение ставок ФРС. Если предположить, что ставки бы сохранились на уровне в 5%, как в 2005 году, то сегодня в бюджете США была бы статья расходов объёмом в ~$700 млрд. по процентам на госдолг.

Однако, на этот раз ситуация отличается разительно. Дефицит бюджета - огромен, и тенденции к его снижению не особо заметно. Рост экономики - очень слаб. Когда весной вышли первые данные по ВВП США в Iквартале 2011 года, показавшие +1,9% в годовом исчислении, это уже вызвало значительное беспокойство общественности - после сравнительно ударного IVквартала 2010 с его +3,1%. Пересмотренные данные по ВВП, вышедшие в самом конце июля, привели общественность в состояние, близкое к шоку - +1,9% за Iквартал внезапно превратились в практически незаметные +0,4% в годовом исчислении, а сам показатель ВВП был пересмотрен аж с 2003 года. Естественно, вниз, в результате чего оказалось, что экономика на данный момент ещё не превзошла докризисных пиков зимы-весны 2007-2008 гг.

Иная статистика также невесела - безработица не указывает тенденции к снижению, падают цены на недвижимость, рынок её, рухнув вчетверо-впятеро по разным показателям, продолжает с редкими слабыми взбрыками копать дно, даже первичные обращения за пособиями по безработице снова выбрались за психологическую границу в 400 тыс. (кроме одной аномальной недели). Наконец, своё веское слово сказала и инфляция, рост которой, вот удивительное дело, начался с месячным лагом после начала второй программы количественного смягчения QE-2.

Всё это не могло не привести к закономерному вопросу части американского истэблишмента, в основном из республиканской партии (которая имеет большинство в Палате представителей - нижней палате Конгресса) - "а оно нам надо?", каковой вопрос и вырос в наблюдавшиеся весь июль политические баталии. При этом главная интрига заключается ещё и в том, что потолок госдолга был достигнут ещё в мае 2011 года, и дальнейшая финансовая жизнь страны обуславливалась различными финансовыми ухищрениями Казначейства США, фактически - хитрым перераспределением денег между статьями расходов. Но и для этого способа есть предел, и предел этот достигался 2 августа 2011 года, после которого финансирование госрасходов становится невозможным без дальнейших заимствований. Что означает ни что иное, как (технический) дефолт, допустить который было бы весьма рискованно - потому что никто не может предсказать реакцию мирового рынка на это событие. Альтернатива дефолту - повышение планки госдолга указом Обамы, что чревато судом и импичментом.

Нельзя также не отметить позиции рейтинговых агентств - S&P, Fitchи Moody's, которые, фактически, требуют не только достижения соглашения на политическом фронте, но и наличия "качественности" этого соглашения. Его долговременности и, самое главное, реализуемости - а не сляпанного на коленке абы чего. В противном случае, говорят агентства - рейтинг США будет снижен с максимального AAA, последствий чего также никто предсказать не может.

Суть предлагаемых партиями подходов сходится в том, что обе они не возражают против повышения потолка госдолга, но это действие должно сопровождаться другими. С точки зрения республиканцев, должно иметь место снижение расходов бюджета и снижение, или, как минимум, неизменность налоговой нагрузки, демократы говорят о поддержке неимущих (т.е., фактически, поддержке совокупного спроса) и о росте налогов на сверхбогатых граждан. Очевидно, достигнуть компромисса было нелегко, но тем не менее - определённое рамочное консенсусное соглашение было достигнуто 31 июля, согласно ему, президент может повышать потолок заимствований на $2,1 трлн., будет сокращение расходов на почти $1 трлн. в ближайшие 10 лет (из них $0,35 трлн. военные расходы), создание двухпартийной группы, которая должна будет решить как ещё сокращать дефицит на $1,5 трлн. (здесь могут участвовать как доходы, так и расходы), но если решения не будет - то должны быть сокращены расходы - секвестр на $1,2 трлн. в пропорции 50% - военные расходы, 50% - прочие расходы. Никакого прямого решения о повышении налогов, как договорятся (или не договорятся), если не договорятся - автоматическое урезание расходов, но в том числе и военных расходов.  

Этот консенсусный план прошёл сначала нижнюю, потом верхнюю палату американского парламента, после чего был подписан Обамой.

Победа?

Как бы не так. Потолок повышен, дефолта не будет. Альтернативы дефолту - воззвания к 14й поправке к Конституции США и закону о бюджете и, соответственно, повышения планки явочным порядком Обамой с риском суда и импичмента также не будет.

А будет рецессия. Она же вторая волна кризиса.

План предполагает снижение государственных расходов. Хотя в 2011 году это всего лишь около $20  млрд. (не считая возможного снижения на $120-150 млрд. по результатам работы того самого двухпартийного комитета), но лиха беда начало, кроме того, никто не отменял мультипликативного эффекта. Вкупе с начавшимся падением расходов частных мы видим падение спроса - которое сразу же отольётся падением ВВП, о пересмотре коего писалось выше. И если прибавить к этому очень бледный и также пересматриваемый промышленный рост, а также падение заказов на товары длительного пользования, то картина становится совсем уж неприглядной.

Фактически, получится "Year 2008 - second edition", с той разницей, что госдолг вырос в полтора раза, национального подъёма вокруг харизматичного кенийского мулата с "yes, wecan!" уже нет, а население страны устало и отощало. Соответственно, возникает закономерный вопрос политического плана - а что же, при таких вводных, будет на выборах-2012?

С демократической партией всё понятно. Там практически нет альтернатив Обаме, вторым номером при нём будет, скорее всего, либо нынешний триумфатор-соавтор рамочного соглашения Гарри Рейд, лидер демократического большинства в Сенате, либо экс-спикер Палаты Представителей, ныне лидер демократического меньшинства в этой Палате, Нэнси Пелоси.

А вот с их оппонентами дело посложнее. Во-первых, нельзя не отметить роста влияния относительно недавно (в 2009 году) образованной Чайной партии США, первый съезд которой прошёл в феврале 2010 года. Её исторические корни - в знаменитом "Бостонском чаепитии" 1773 года, когда колонисты потопили в гавани английский чай в знак протеста против налогового пресса метрополии. Этот эпизод послужил спусковым крючком американской Революции. Партия эта стоит на консервативно-либертарианских позициях, на политическом спектре они располагаются правее республиканцев. Они имеют весьма высокий рейтинг доверия у граждан США, а их поддержка - ориентировочно 20%. Следует отметить, что на выборах в Сенат в 2010 году от штата Кентукки прошёл формально республиканец Рэндел Пол, который первую свою речь посвятил именно Чайной партии.

Во-вторых, в самой республиканской партии нынче туго с харизматичными и последовательными лидерами. Полусумасшедший ветеран вьетнамской войны МакКейн, до сих пор мыслящий в категориях холодной войны, нынче слабо интересен американцам, которых сейчас куда больше волнует ситуация на родных берегах. Шедшая вторым номером Сара Пэйлин - мягко говоря, не отличается умом. И хотя после Буша-младшего Америку этим вряд ли можно испугать, но американская элита вряд ли захочет еще раз рискнуть. Несколько особняком стоят кандидатуры Митта Ромни, экс-губернатора Массачусетса и экс-сенатора от Пенсильвании Рика Санторума, но эти двое относятся к категории умеренных - что нормально и приемлемо для избирателей в спокойные времена, но не в наступающие.

И здесь на свет появляется фигура Рона Пола - политика-ветерана, члена Палаты Представителей от Техаса, чьи персональные взгляды являются крайними для республиканской партии и полностью приемлемыми для Чайной партии, отца вышеупомянутого Рэндела Пола. Он участвовал во внутренних выборах республиканской партии, в 2008 году, на которых определялся республиканский кандидат в президенты США, и проиграл их МакКейну. Но нет никаких сомнений, что он и в следующем году будет выдвигать свою кандидатуру.

Таким образом, на следующий электоральный цикл вырисовывается следующая картина. Повторная рецессия. 4 года правления демократов, которые не привели ни к чему хорошему, при этом значительно нарастили госдолг (хотя не исключено, что к выборам Обама таки совершит чаемый публикой вывод войск США из Афганистана и Ирака). И смешанная чайно-республиканская группа, ранее не замеченная в отсутствии следования собственным словам, которая апеллирует к традиционным ценностям США, к самому основанию страны, обещает кардинально решить проблемы чудовищных долгов и расходов - и в составе которой, на значимых ролях - отец и сын.

Симпатии избирателей будут вполне традиционны - бедные и небелые слои населения отдадут голоса демократам, а вышеописанная чайно-республиканская группа выглядит крайне привлекательно для белых американцев.

Ну а кто победит, и какого масштаба авгиевы конюшни ему придётся разгребать - покажет время. Однако, судя по социологическим опросам, актуальным на данный момент, Обама и демократическая партия проигрывают "кому угодно из республиканцев".

Метки:
США, ФРС, долги, политика

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены