Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, коррупция, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Местная власть – помощник местного бизнеса

18.03.2017

 Ни для кого не секрет, что с каждым годом бюджеты муниципальных образований сводятся все сложнее и сложнее. И причина этому далеко не только коррупция и недостатки модели местного управления, а разворачивающийся экономический кризис, который приводит к значительному сокращению доходов бизнеса, а соответственно, к сокращению налоговой базы и доходов местного бюджета.  Усугубляется положение муниципальных властей тем, что именно на их долю приходится больше всего нареканий от населения за невыполнение обязательств. Ведь именно работу мэра проще всего оценить рядовому жителю страны: местные власти виноваты в том, что прорывает трубы и разваливаются дороги. При этом ни у кого не возникает вопроса, хватает ли денег, на то, чтобы эти трубы и дороги содержать в достойном состоянии.

Но это лирика. В статье я хочу поговорить не о сложной доле муницпальных властей, а о том, что именно эти власти могут сделать в городе (сейчас говорим именно о такой форме мунципалитетов), чтобы в нем было больше денег и соответвенно, больше денег шло в бюджет на реализацию функций муниципальных властей. Бюджеты верхних уровней, из которых раньше шли деньги на латание местных бюджетов сами трещат по швам и вероятность того, что там хватит денег на решение муниципальных проблем, сокращается с каждым годом. Так что сейчас задача по увеличению источников наполняемости местных бюджетов становится как никогда важной и актуальной для местных властей. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. 

Денежные потоки города

Начнем с того, откуда в город вообще могут приходить деньги. Итак, есть несколько основных источников:

1.      выручка от внешней торговли товарами и услугами, которые производятся в городе или перепродаются его резидентами;

2.      инвестиции извне в проекты, осуществляемые на территории города;

3.      межбюджетные трансферты, которые приходят в городской бюджет из регионального или федерального бюджета;

4.      прямые выплаты населению из внебюджетных фондов (пенсии, социальные пособия и т.п.)

Часть приходящих в городе денег задерживаются в нем и продолжают вращаться  внутри города, а часть вымывается из города через:

·  закупки сырья и полуфабрикатов производственными предприятиями;

·  закупки организациями торговли продуктов, которые они потом продают горожанам;

·  покупки товаров и услуг горожанами за пределами города;

·  безвозвратные инвестиции горожанами в проекты за пределами города;

·  выплату дивидендов внешним акционерам компаний, работающих на территории города;

·  выплаты по банковским кредитам;

·  налоги в другие уровни бюджетов.

Работа местных властей с денежными потоками

Муниципальные власти могут напрямую влиять только на третий поток, работая с бюджетом города. В этом они разбираются лучше всего и, как правило, все, что могут, из вышестоящих уровней получают. (Конечно, есть еще множество вариантов того, как можно получать бюджетные деньги под различные проекты и как эти проекты разрабатывать, не задействуя коррупционные схемы, а работая на развитие города. Но это тема для отдельной статьи). Однако, как сказано выше, этот поток вероятно с каждым годом будет сокращаться и особо рассчитывать, что его можно увеличить не стоит. 

Отчасти они могут влиять на второй поток.

Во-первых, привлекая инвестиции в проекты, осущесвтляемые на территории города. Но эта деятельность связана с активностью местного бизнеса. Если в городе уже есть проекты, под которые можно привлекать инвесторов – хорошо. Если же нет, то нужно разработать новые проекты от А до Я: проанализировать экономику, найти рынки для сбыта продукции бизнес-проектов, организовать бизнес, найти, кто будет этот проект реализовывать и т.п. Все это явно не входит в функции городской администрации. А предпринимателей, готовых такие проекты организовывать очень мало. Если они находятся в городе – это большое везение, и город может их поддержать, если нет – то можно только развести руками.

Во-вторых, создавая условия для того, чтобы в город приходили новые инвесторы со своими проектами, начиная налоговыми льготами и заканчивая земельными вопросами и скоростью подключения к электросетям. Эта деятельность осмысленна и ведется многими городами, но далеко не всегда усилия властей приводят к потоку инвестиций, окупающему все затраты на создание привлекательных условий для инвесторов.

В-третьих, организация мероприятий по рекламе своего города перед инвесторами (приглашение инвесторов в город, подготовка для них ознакомительных экскурсий по промышленным объектам, рассказ о преимуществах города с точки зрения открытия в нем бизнеса или инвестирования в существующие бизнесы и т.п). Этот путь тоже может быть эффективен, но сработает он только, если инвесторы действительно увидят выгоды для своих вложений. Как правило, привлекательность для инвесторов будет определяться:

·         размером рынка для сбыта продукции (рынок города, близлежащих территорий, логистика, развитость инфраструктуры для доставки продуктов до ближайших крупных рынков), в производство которой вкладываются деньги;

·         стоимостью ресурсов, которые есть в городе;

·         льготами, которые они могут получить.

Все остальные «бантики» второстепенны.

Работа со вторым и третьим потоками местной властью в тех или иных видах ведется и ничего нового рассказывать о ней я пока не буду. А сосредоточусь на вариантах работы местной администрации по увеличению первого потока (денег от торговли товарами и услугами, производящимися в городе) и внутреннего потока денег, которые задерживаются в городе.

Увеличение денежного потока от торговли местными товарами

Увеличение первого потока требует увеличения известности продуктов местных производителей за пределами городского рынка. Местным производителям по отдельности довольно сложно пробиваться на новые рынки. И тут как раз может пригодиться помощь местных властей. Чтобы увеличить первый поток, им нужно выступить не в свойственной  роли и организовать систематическую деятельность, связанную с продвижением городских товаров на рынки за пределами города. По сути местная администрация должна выступить своеобразным рекламным отделом для местного бизнеса. По форме это может быть государственно-частное партнерство, когда местная администрация берет на себя, например, аналитические, коммуникационные и информационные функции, а бизнес вкладывается в проекты по продвижению местной продукции деньгами, понимая, что для него это будет выгодно.

Есть много проектов, которые можно запустить для осуществления продвижения товаров. Это могут быть и масштабные проекты по брендингу территорий, и совсем маленькие проекты по поиску площадок для торговли местной продукцией за пределами города и оповещения о таких площадках местных производителей. Главное, чтобы такая деятельность не была одноразовой акцией, а складывалась в систему и была направлена на увеличение возможностей для торговли местными товарами и услугами за пределы города.

Создание «ловушки для денег» внутри города

Внутренний поток (деньги, которые задерживаются и вращаются внутри города) тоже требует отдельной работы и связан с качеством и количеством местного бизнеса. Для этого потока критически важно, чтобы у горожан были места в городе, где они могут тратить свои деньги, чтобы они делали предпочтение именно на расходование средств у себя дома, а не везли свои деньги в другие города. Проще говоря, чтобы увеличивался внутренний денежный поток, внутри города должно быть как можно больше бизнесов – ловушек для денег местных жителей.

Местной власти выгодно появление таких бизнесов. И инструментом, при помощи которого она может спровоцировать появление новых бизнесов, может выступить особая бизнес среда. Речь идет не просто о бизнес-инкубаторах или коворкингах, а о более системном явлении, связанном с созданием площадки для коммуникаций и обучения местных жителей основам бизнеса. Они должны поверить, что бизнес это не страшно и его можно развивать в их городе. И главное, в результате совместной работы у резидентов этой площадки должно появиться доверие к местным властям и друг к другу – основа для разработки и реализации совместных проектов и бизнес сотрудничества.

Эта среда будет представлять собой пространство, в котором:

ü     будут выращиваться потенциальные предприниматели. Под эту задачу можно выстраивать образовательные программы, где будут рассказывать, где и как можно брать деньги на проекты, как анализировать рынки, как выстраивать бизнес и т.п.;

ü     будет организовано общение между начинающими и успешными предпринимателями, которые смогут делиться опытом и, возможно, делать запрос на услуги от начинающих предпринимателей, становясь для них потенциальным рынком для сбыта;

ü     будут создаваться возможности для организации совместных проектов для предпринимателей.

Целью создания такой бизнес среды становится появление новых бизнес проектов на территории города (дополнительные рабочие места, деньги в город и увеличение денежных потоков внутри города). Причем в ней могут родиться не только проекты для малого бизнеса, но и проекты среднего бизнеса. А крупный бизнес может выступать заказчиком на некоторые проекты малого и среднего бизнеса из этой среды.

Городская администрация такую среду может организовать и выступать на этой площадке в роли:

-модератора;

-партнера в проектах (предоставлять пустующие помещения для бизнеса, оказывать консультационные услуги по взаимодействию с властью, помогать в поисках инвестора и т.п.);

-аналитического органа, предоставляя хотя бы ту аналитику, которая делается в регионе или в городе для бизнеса или выделив орган, который будет создавать специализированные обзоры экономики (отраслей экономики) в городе для того, чтобы предприниматели могли на основании этих обзоров делать ставки в развитии бизнеса.

-рекламного отдела, который будет  рассказывать о продукции местного бизнеса за пределами города (подробнее об этом уже сказано выше).

Конечно, только предприниматель, готовый брать на себя риски, и имеющий определенный склад ума, может увидеть, в каком месте выгодно будет устроить бизнес. Местные власти в этом не советчики, но они могут создать условия, которые помогут предпринимателю осуществить выбор направления развития для бизнеса и обеспечат ему среду, через которую он сможет найти партнеров для своего проекта.

Задача по организации такой среды может показаться банальной, но на самом деле при грамотной работе, вероятность появления в городе новых проектов, порождаемой средой, велика. При этом важно, чтобы эти проекты не выродились в чистый популизм и действительно начали работать на увеличение в городе денежных потоков и возрождение в жителях города желания жить, работать, зарабатывать и тратить в своем городе. А у бизнеса появилось больше доверия к местным властям и понимания того, что у него есть ресурс – поддержка власти, который он может использовать для развития в сложных условиях экономического кризиса.

Статья опубликована в журнале "Российская муниципальная практика", март 2017 г.

Метки:
инвестиционный климат, проектная деятельность/проектировщики

 
© 2011-2017 Neoconomica Все права защищены