Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Народные облигации

06.03.2017

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!

– Песенка лисы Алисы и кота Базилио

 

Итак, это свершилось. Уже начиная с апреля каждый гражданин РФ получит замечательную возможность с чувством гордости и патриотизма прокредитовать родное и любимое государство посредством прямой покупки его, государства, облигаций. Предполагается даже, что по этим облигациям будет выплачиваться определенный процент – и уже пошли разговоры о том, что такое нововведение приравняет ситуацию к таковой в странах развитого капитализма, поскольку эти бумаги-де будут являть собой "консервативный и надежный инструмент". Данное утверждение представляется сомнительным – но всю эту ситуацию в любом случае следует рассмотреть поподробнее.

Для начала надо заметить, что ничего принципиально нового здесь нет. Граждане РФ могли и ранее (неважно, от особого патриотизма или от желания заработать побольше) покупать облигации федерального займа (ОФЗ). Делать это, впрочем, для физлица немного неудобно – необходимо заключить договор с брокером, имеющим право работать на фондовой бирже, после чего, получив доступ к торговому терминалу, можно вести нормальную рыночную работу с этими либо иными бумагами, покупая их и продавая. Этот вариант, соответственно, являет собой совершенно обычное биржевое инвестирование. Важно, впрочем, то, что необходимость работы с брокером и заключать сделки самому являет собой своего рода фильтр, который обеспечивает хотя бы минимальную квалифицированность инвестора. Предлагаемые же Минфином бумаги ориентированы на массового потребителя, куда менее искушенного в финансовых делах.

Оному массовому потребителю будет предложена особая версия ОФЗ. Так, каждый человек сможет профинансировать государство на сумму от 30 тыс до 25 млн. рублей в рамках одного выпуска бумаг, каковые выпуски планируется осуществлять раз в полгода. Объём первого выпуска – 20 млрд. рублей, цена каждой облигации, распространяемой через Сбербанк и ВТБ24 (т.е. через госбанки с наиболее широким охватом) составит 1000 рублей, а срок обращения бумаг – три года. При этом процент по ним предполагается выставить так, чтобы эти бумаги за весь свой срок жизни дали доход чуть больший, чем текущие процентные ставки по депозитам. Иными словами, в текущий момент средневзвешенная ставка по депозитам составляет около 8%, соответственно, среднегодовая доходность этих бумаг будет выставлена на уровне около 8,5%. При этом купон будет сформирован так, что доходность будет повышаться с годами, дабы стимулировать население вкладываться в ОФЗ вдолгую. Так, по словам директора департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Константина Вышковского, купон будет возрастать с 7,5 до 10,4%. Более того, вторичного рынка этих бумаг не предполагается вообще, но будет возможность их досрочного погашения при условнии инвестирования не менее чем на год, что, по замыслу, должно дополнительно сподвигнуть население на долговременные инвестиции. В общем, всё очень замечательно и притягательно – но, на самом деле, довольно сомнительно.

Надо сказать, у родного государства есть очень богатая история взаимоотношений с деньгами граждан, правда, сводилось это всё к одному явлению – государство грабило людей. Здесь можно вспомнить "хлебные займы" 20-х годов прошлого века (которые, по сути, являли собой продналог), затем последовали добровольно-принудительные займы 30-х годов. После этого была конфискационная денежная реформа 1947 года, в ходе которой ничего не потеряли только те граждане, кто хранил деньги в объеме до 3 тыс. рублей (зарплата за 3-4 месяца) в сберкассе; остальные лишились от трети до 90% заработанного. Реформа 1961 года также была конфискационной, хоть и завуалированно – новый рубль менялся на 10 старых, но золота в нем было в 2,25 раза меньше, чем в старом червонце, что прямо отражалась на ценах на ювелирные изделия и, опосредованно, импорт. Затем последовала денежная реформа января 1991 года с обменом 50-рублевых и 100-рублевых купюр в течение трех дней на сумму не более 1000 рублей – всё, что больше, требовало объяснений происхождения "несметного богатства", кроме того, была ограничена сумма ежемесячного снятия средств со счетов, не более 500 рублей. При этом месяцем ранее правительство Горбачёва-Рыжкова ничтоже сумняшеся изъяло 369 млрд. рублей с депозитов граждан в Сбербанке, передав их на финансирование дефицита госбюджета СССР – и надо сказать, что по состоянию на 1 января 2012 года Минфин оценил объем долга по сбережениям в 28 трлн. рублей, которые выплатить возможности, по сути, не представляется вообще.

В последующие годы власть продолжила эту замечательную практику. Так, в 1992 году по бумагам-десятилеткам ЦБ выплачивал 60% (160 рублей на каждые 100), что было крайне умильно на фоне бушевавшей гиперинфляции; я прекрасно помню различную рекламу с обещанием 900-1200% годовых. Затем был 1998 год с прекрасным ельцинским "девальвации не будет" и последовавшей через три дня, собственно, постдефолтной девальвацией, рубль упал к доллару примерно впятеро. Затем был 2007 год и "народное IPO", которое завершилось более-менее прилично, хотя скорее менее, чем более. Я напомню, что акции ВТБ практически сразу после размещения и покупки тем же "патриотическим инвестором" упали в цене, в результате чего пять лет спустя банк выкупил их по цене размещения, которая вдвое превышала текущую рыночную – несчастные инвесторы ничего не приобрели, но потеряли на инфляции. Наконец, никто не забыл и неоднократные изъятия пенсионных накоплений граждан; опять же, напомню, что суть их в том, что средства с накопительных счетов ("личных") принудительно переводятся в общую, для выплат пенсий нынешним пенсионерам, с (мало)вероятной компенсацией образца "когда-нибудь потом".

Иными словами, практика показывает, что данные вложения в родное государство имеют все шансы не окупиться, т.е. прогнозируемый процентный доход может оказаться ниже инфляции, возможно, даже существенно. Понятно, Минфин и ЦБ сейчас из штанов выпрыгивают, лишь бы действительно снизить инфляцию до чаемых 4% (это, напомню, критично ещё и с точки зрения электоральных перспектив, это то, с чем можно идти на президентские выборы), но не факт, что им это удастся. К примеру, вероятность повышения ставки ФРС США на ближайшем заседании (а оно уже менее чем через две недели), которая еще декаду назад составляла около 25%, сейчас составляет весьма существенные 79%. К чему это может привести, понятно – укрепление доллара, снижение нефти, спад рубля, разворот обратно за границу горячих денег, набежавших в рамках керри-трейда (впрочем, для этого одного повышения ставки всё же, думается, маловато) – и, соответственно, рост инфляции. Важно то, что российский валютный рынок сейчас достаточно тонкий и слабый, и даже относительно небольшие колебания внешних условий могут его существенно сдвинуть, со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, смысл в этих бумагах отсутствует с сугубо рыночной точки зрения. Так, на начало недели недели обычные ОФЗ со сроком погашения в 2023 году торговались с доходностью 8,4%, ОФЗ со сроком погашения в 2019 году – с доходностью 8,48%, а самые короткие бумаги с погашением в 2018 году давали доходность выше 9%. При этом от обычных ОФЗ можно избавиться в любой момент, это достаточно ликвидный инструмент, нет необходимости сидеть длительное время с замороженным капиталом, удерживая бумаги. По сути, у предлагаемого инструмента нет определяемой ниши, целевой аудитории инвесторов, для которых он был бы действительно интересен в сравнении с иными вариантами вложения средств.

Интересен он лишь государству. Дело здесь в том, что население хранит под матрасом весьма существенные суммы, оцениваемые примерно в 10 трлн. рублей, и ввести их в оборот было бы весьма заманчиво. Население, однако, уже битое жизнью и учёное, поэтому маловероятно, что эти деньги будут пущены на покупку новых бумаг. Вместе с тем, не стоит и искать в их выпуске той или иной конспирологии, связанной, скажем, со сложностями исполнения бюджета – да и в конце концов, скромные 20 млрд. рублей не сильно помогут исполнению бюджета, ведь он в сотни раз больше. Речь о подготовке их выпуска шла чуть ли не весь прошлый год, в частности, замминистра финансов Сергей Сторчак говорил, что они выйдут на рынок ещё до конца 2016 года – и то, что эмиссия их будет сейчас, говорит лишь о том, что идея наконец-то дозрела до реализации, не более чем. Но закончится это, скорее всего, провалом, сколько-нибудь массового спроса эти бумаги не найдут.

Опять же, для того, чтобы ссужать государству деньги вдолгую, нужно ему доверять так же вдолгую – и с этим, на мой взгляд, изрядные проблемы. И это будет так по крайней мере до тех пор, пока не будет прекращена порочная практика ограбления своих же граждан, с извинениями и позорным изгнанием ответственных за это.

Но, думается, вероятность этого крайне низка.

Опубликовано 05.03.17 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, облигации

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены