Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Тощая трёхлетка

12.12.2016

А вы их дустом не пробовали?

– Фольклорное

 

На минувшей неделе произошло хоть и штатно-протокольное, но всё же крайне важное событие в экономической жизни страны. Свежеизбранный (думаю, его ещё можно так называть) парламент утвердил в третьем чтении проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. Теперь этот документ ожидает президентской подписи, в получении которой сомнений практически нет. Соответственно, весьма интересно знать, с какими финансовыми условиями мы будем жить ближайшие если не три года, то уж год-то точно.

Так, доходы бюджета ожидаются на уровне 13,488 трлн. рублей, расходы – 16,241 трлн. Дефицит бюджета, соотвтственно, будет 2,753 трлн. рублей, что составляет 3,2% ВВП. При этом бюджетное планирование исходит из того, что средняя цена барреля нефти Urals составит $40 (примерно соответствует $43 за баррель эталонного сорта Brent), инфляция снизится до 4%, а средняя стоимость доллара США составит в следующем году 67,5 рублей, с плановым ростом до 68,7 рубля в 2018 году и 71,1 рубля в 2019 году. Для сравнения, бюджет нынешнего года предполагает доходы в размере 13,37 трлн. рублей, расходы в 16,40 трлн. рублей – с дефицитом, соответственно, в 3,03 трлн. рублей или же 3,7% ВВП.

Надо сказать, что вопроса будущего бюджета я уже касался летом этого года, когда пошла первая информация по этому документу – так, тогда правительством было принято решение о фиксации бюджетных трат в 2017-2019 годах на уровне 15,78 трлн. рублей. Высказано оно изначально было министерством финансов, затем поддержано Медведевым в Якутске на встрече с местными сторонниками "Единой России", после чего поддержано правительством на заседании, прошедшем 7 июля. Решение это было, понятно, предварительным (напомню, это был момент ещё до парламентских выборов, на которых население высказало невиданное доверие "Единой России", позволившее этой партии получить в Госдуме конституционное большинство), более того, в текущем документы бюджетные расходы установлены выше этих предварительных – примерно на полтриллиона рублей. Несмотря на это повышение, видно, что его расходы падают относительно 2016 года, причём падение это идёт в номинальном выражении, без учёта инфляции.

Такого явления не случалось никогда – даже в те самые 90-е годы, наполненные, как известно, болью, мраком и ужасом. В то время могло быть так, что расходная часть бюджета проваливалась в силу высокой инфляции, она также могла снизиться в долларовом выражении – но номинального рублевого сокращения расходов не происходило. Понятно, всё когда-либо случается в первый раз, возможно, эта картинка повторится и через год, но само это событие приводит к мысли, что было бы неплохо сравнить бюджеты разных лет, приведя их к общему знаменателю – современному рублю, с которым потом, если будет интерес, можно будет работать, переводя в американский доллар.

Итак, что происходило с реальным бюджетом на протяжении последних лет?

Оказалось, что его сокращение в реальном выражении длится уже не один год. В 2011 году доходы / расходы бюджета составляли 17 / 16,4 трлн. рублей 2016 года, в 2012 году оба показателя выросли до 18,3 / 18,4 трлн. рублей соответственно, в 2013 году было 17,4 / 17,8 трлн. рублей, в 2014 был достигнут локальный пик 17,9 / 18,4 трлн. рублей, после чего начался резкий спад. Бюджет 2015 года имел 14,6 / 16,7 трлн. рублей доходов и расходов соответственно, нынешний бюджет – 13,4 / 16,4 трлн. рублей, в следующем году мы получим 12,9 / 15,5 трлн. рублей, в 2018 году, по проекту, 12,8 / 14,7 трлн. рублей, а в 2019 году (если доживём) – 13 / 14 трлн. рублей доходов и расходов соответственно.

Видно, что 2014 год был последним относительно "сытым" годом (особенно если вспомнить куда более приятный курс рубля и, соответственно, доступность импортных товаров – и потребительских, и промежуточных, и инвестиционных). Власть весело тратила деньги на антикризсные программы, разнообразную социалку, поддерживала перевооружение ВС и, сопутствующее этому повышение военных расходов, в том числе и зарплат военного сословия. Кроме того, шло масштабное финансирование "майских указов", о которых ныне, насколько я вижу, стараются упоминать поменьше – ибо 25 миллионов высокооплачиваемых рабочих мест оказались недосягаемыми. Но увы и ах – известные события того времени на фоне сокращения цен на нефть внятно дали понять, что так дальше жить нельзя, и что по одежке придётся протягивать ножки, даже с учётом того, что в сытые годы в фондах правительства (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) были накоплены изрядные финансовые запасы.

Это, однако, произошло не сразу. Ситуацию резко изменил этот год, когда стало понятно, что просвета в будущем как-то не видно. По его итогам бюджет недосчитается 2,6 трлн. нефтегазовых доходов, по сравнению с 2014 годом, доля их в бюджете сократится до 36% (по сравнению с 50% двумя годами ранее – впрочем, здесь надо учитывать, что эти доходы имеют мощнейший мультипликативный эффект на всю экономику, их нельзя рассматривать линейно), а дефицит достигнет шестилетнего пика. Это всё сопровождается тратами резервов – собственно, РФ уже близок к исчерпанию и будет опустошён в середине следующего года, и на смену ему придёт ФНБ; здесь, кстати говоря, встаёт вопрос ликвидности инструментов, в которые размещены эти средства, насколько оперативно их можно изъять – впрочем, это отдельная тема. Важно то, что доходы бюджета в 2017 году с поправкой на инфляцию будут на 28% меньше, чем в 2014 году, а расходы – на 15,7%, при этом это не конец – страна находится аккурат посередине пятилетнего (по плану) цикла сжатия бюджетных доходов и расходов.

Структура расходов бюджета также соответствует режиму затягивания поясов. По сути, в наступающем году бюджет на 61% будет потрачен только на социальную поддержку (различные пособия, трансферты перманентно дефицитному Пенсионному фонду и т.д.), оборонку во всех её ипостасях и нацбезопасность. На национальную экономику уйдёт 14% бюджета. Где-до рядом при этом притулятся здравоохранение (реальное финансирование стационарной медицинской помощи сократится в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом ) и образование (к примеру, на дошкольное образование будет потрачено на 47% меньше денег). Наконец, нельзя не отметить растущих трат на обслуживание государственного долга – выплаты процентов по нему. Конечно же, можно радоваться, что в процентах от ВВП он невелик, лишь около 16%, но Россия не США, не Германия и даже не Италия, и вынуждена занимать под достаточно высокий процент, что прямо отражается на выплатах. Так, в прошлом году они составили 556 млрд. рублей, но к 2019 году достигнут 870 млрд. рублей.

При этом власть в вопросе займов вынуждена делать основную ставку на внутренний рынок капитала, а не на внешний, в нынешнем году объём внутреннего долга в общем госдолге составляет около двух третей, но вырастет до 75% через три года. Это, впрочем, пока планы – нет гарантий того, что займы удастся осуществить под желаемый процент, при этом выход на внешние рынки капитала, в целом, сейчас достаточно сложен. Отдельно также стоит отметить долю секретных (т.е. сложноконтролируемых) расходов в госбюджете, которая с 11% в 2012 году выросла до 21% сейчас – впрочем, в последующих годах, по плану, она будет сокращаться.

В итоге видно, что курс на затягивание поясов продолжится, при этом, насколько можно судить, нет планов резко увеличивать фискальную нагрузку на граждан – видимо, хватает резко выросших трат на налог на недвижимость и постоянно растущих цифр в платежках за ЖКХ. Кроме того, входящие параметры бюджета, помянутые в самом начале (стоимость барреля, курс и инфляция), являются, на мой взгляд, более-менее адекватными сложившейся ситуации – и это не может не радовать. Плохо, однако, то, что не просматривается позитивных перспектив – даже если оставить за скобками вопрос качества планирования, трехлетнее сжатие бюджета на фоне обещанной МЭР двадцатилетней стагнации, скажем так, никак не вдохновляет податной электорат. И это, в свою очередь, может отыграть на недальних уже выборах в марте 2018 года.

Опубликовано 11.12.16 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, бюджет

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены