Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Хлеба и зрелищ

09.08.2016

Этот народ уж давно ... все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ! ...

– Децим Юний Ювенал

 

Не странно ли? Римское умиротворение низших классов через предоставление им доступа на гладиаторские игры и раздачу бесплатного хлеба вроде бы не пережило Рим, было полностью забыто в последующие века, однако обрело второе дыхание в наше время. Массовые спортивные состязания привлекают огромное количество зрителей, для многих из которых сами занятия спортом есть нечто очень далёкое. Особняком среди такого рода мероприятий стоят Олимпиады.

Проходят они раз в четыре года  и неизменно привлекают огромное внимание со стороны большого количества заинтересованных лиц, от болельщиков и самих спортсменов – до чиновников, строителей, туристов и криминала. Огромные суммы перечисляются между счетами в оплату прав трансляции тех или иных состязаний. Кафе и бары делают тройную выручку, поскольку наполняются болельщиками, смотрящими спортивные события на больших экранах. Однако, когда пыль от двухнедельных состязаний рассеивается, наступает время подводить итоги мероприятия. Не только спортивные (кстати говоря, это достаточно условно – современный спорт выступает в значительной степени сублимацией войны, конфликта, люди выжигают имманентно присущую им агрессию, болея за своих), но и имиджевые. Ну и также – финансовые. С имиджем понятно: проведение чемпионата мира – очень престижное дело. А вот с финансами всё далеко не так гладко.

Проведение Олимпийских игр – дело крайне дорогое. Предыдущая Олимпиада – Лондон-2012 – обошлась столице Великобритании в $14,6 млрд. по изначальному плану, в который вписаться не удалось, перерасход составил 76% от этой суммы. Барселона-92 изначально рассчитывала на $9,66 млрд., но не рассчитала – он был перекрыт более чем втрое. Пекин-2008, стоивший чуть менее $7 млрд., обошёлся с перерасходом средств всего в 2% – но общие затраты составили порядка $42 млрд, поскольку помимо собственно спортивных объектов огромные деньги были затрачены на общегородскую инфраструктуру. Тридцать лет (!) выплачивал шестимиллиардные долги канадский Монреаль. Сидней-2000 получил в результате Олимпиады, как пишут, "непоправимый ущерб", проведение Игр привело только к росту долгов. В схожей ситуации оказались Афины-2004: страна, медленно вкатывавшаяся в экономический кризис, понесла совокупные затраты в $9 млрд., а построенные 22 новых спортивных сооружения не используются более и зарастают травой, постепенно разрушаясь. Отдельно стоит отметить совокупную стоимость сочинской Олимпиады, которая составила примерно полтора триллиона рублей ($50 млрд. по тем ценам); около 20% этих денег (325 млрд. рублей, по данным Счётной Палаты) пошло собственно на спортивные объекты и их минимальную инфраструктуру, остальные деньги – на развитие города и его инфраструктуры, так, только на модернизацию транспорта в 2013 году предполагались совкупные выделения средств в размере 627 млрд. рублей.

В общем, дорогая выходит игрушка. Понятно, за престиж разве чорта не простишь, но это вряд ли стоит считать достаточной причиной. Вообще говоря, только одна олимпиада последнего времени окупилась – это были зимние Игры 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Во всех остальных случаях страны, "получившие честь" провести у себя Олимпийские игры, тратили огромные средства на подготовку их, после чего оставались со свежепостроенными объектами, с которыми непонятно что дальше делать.

Собственно, в Рио-де-Жанейро вся эта красота видна с полной отчётливостью. Бразилия погрязла в экономической депрессии, президент Дилма Руссефф под импичментом, и.о. президента также не блещет доверием социума, народ проводит демонстрации против Игр, прилетаюших в аэропорт в Рио, как пишут, встречают бастующие из-за невыплат зарплат полицейские с табличками "Welcome to hell", сами олимпиские объекты недостроены, хуже того – на месте процветает самое банальное воровство. В целом картина выглядит достаточно неприглядно – но умильнее всего то, что имеющиеся бразильские проблемы есть лишь малая часть проблем всего официального олимпийского движения.

Вообще говоря, мало кто понимает, что это такое за структура – Международный олимпийский комитет (МОК). Мифологизированные идеалы Кубертена остались в далёком прошлом, сейчас МОК – не подчиняющаяся никому структура, обладающая практически полной неприкосновенностью. Формально располагается он в Швейцарии, где практически освобожден от налогов, а его члены освобождаются от уголовного преследования за преступления, связанные с коррупцией – что позволяет им, например, спокойно и открыто брать взятки за выбор того или иного города. Весёлое дело также с доходами МОК: эта структура получает основной доход за продажу прав показа Олимпиад (что прописано в Олимпийской хартии ещё с 1958 года), причём платить приходится даже телекомпаниям той страны, которая принимает Игры – так, в 2014 году российские телеканалы выложили около $100 млн. агентству Sport5, которому МОК продал право на трансляцию игр в 40 странах мира. В итоге выходит замечательная картинка – спортсмены пашут и потребляют пока не закрытый допинг, химики колдуют над пробирками, страны тратят деньги на строительство стадионов, которым потом сложно найти применение, МОК на всём этом наживается. Отличная бизнес-модель, ничего не скажешь.

Схожая ситуация, надо сказать, и с футболом. Так, чемпионат 2010 года в ЮАР стоил относительно немного, порядка $7 млрд., а приток туристов, деньги приносящих, был вдвое больше запланированного – но даже при таких условиях ЮАР вышла в жестокий убыток. Дело в том, что львиную долю доходов от чемпионата забирает ФИФА, бюджет которой на 90% этими деньгами и формируется. Стране, потратившейся на стадионы и инфраструктуру, остаются крохи. Данное соображение стоит учитывать в преддверии ЧМ-2018; впрочем, я совершенно не исключаю, что, с учётом недавних околоспортивных скандалов, у России это право будет отобрано, причём это будет сделано после того, как страна понесёт все траты, так, чтобы все возможные доходы – от туристов, фанатов и иже – в Россию не попали.

Я, понятно, лишь немного ткнул верхушку айсберга, но и этого достаточно для того, чтобы задать простой вопрос: "а оно надо?" Понятно, это всё риторика, вопрос повисает в воздухе, а "спортивный" миф живёт своей жизнью. Дело здесь, впрочем, не только в спорте и престиже, а ещё и в совершенно иррациональной, но при этом весьма распространённой вере в то, что инвестиции в инфраструктуру окупаются всегда или почти всегда (понятно, речь не идёт о шестиполосном шоссе до каждого Усть-Волчехвостска). Увы, это не так, дороги-мосты-порты-развязки не являются тут ничем уникальным, что неоднократно доказывалось в истории – от британских железных дорог XIX века, которые полностью уступали сети каналов, до мощнейших вложений в инфраструктуру Японии в 90-е годы прошлого века, где экономический эффект составил лишь около 30% от понесённых затрат. Впрочем, здесь я не касаюсь вопроса стратегической и/или военной ценности той или иной инфраструктуры.

Так или иначе – ближайшие две недели мы наслаждаемся Олимпиадой.

Panem et circenses!

Опубликовано 08.08.16 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Южная Америка

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены