Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

О ликвидности и политике

13.08.2012

The spice must flow.

— Baron Vladimir Harkonnen

Разумеется, нельзя сказать, что все мировые спекулянты, работающие на рынках, знакомы с замечательным циклом романов Фрэнка Херберта «Дюна», но те из них, кто читали его, наверняка вспоминали вынесенную в эпиграф фразу, ожидая вердикта Федерального Комитета по Открытым Рынкам (FOMC) после его заседания 31 июля – 1 августа. В книгах Херберта спайс – крайне нужная субстанция, при помощи которой обеспечивается транспортная связность обитаемого мира (галактического масштаба), кроме того, с его помощью возможно осуществление значительного продления жизни человека. В общем, важность спайса вполне схожа с важностью потоков ликвидности для мировых товарных и финансовых рынков современной человеческой цивилизации планеты Земля.

Но вот незадача – по итогам заседания FOMC кран с ликвидностью открыт не был. Эмиссию, очередное количественное смягчение – объявлять не стали.

Разумеется, рынки немедленно просели, впрочем, вскоре отросли обратно. Однако остался висеть невысказанный вопрос – а почему, по какой такой причине они так поступили? И на этот вопрос мы попытаемся ответить.

Для начала следует вернуться в осень 2011 года, в тот период, когда была объявлена операция Twist, суть которой заключается в избавлении от короких казначеек на балансе ФРС в сторону долгосрочных, спрос на них поднял бы их цену, снизил доходность и понизил траты бюджета США на их обслуживание. Уже тогда стало понятно, что США смещают фокус своих усилий на внутренние дела; Twist это сугубо американская операция, одни американские бумаги меняются на другие, в отличие от QE-2, в результате которой эмитированные деньги пошли, в общем-то, неизвестно кому, разбежались по всему миру. Более того, совершенно не очевиден положительный эффект от QE-2 именно для американской экономики – да, рынки отросли, но ни значимого роста кредитования, ни снижения безработицы достичь не удалось, страна лишь получила неприятный инфляционный удар.

Бернанке вполне в курсе этой ситуации; для него вопрос, стоит, скорее, не в плоскости «стимулировать или нет» (особенно с учётом того, что среди голосующих членов FOMC соотношение сторонников стимулов к противникам составляет сейчас 9 к 1), а «как именно стимулировать» – и, похоже, явного ответа у него на этот вопрос нет. Операцию Twist на июньском заседании FOMC было решено продлить, ультранизкие ставки будут держаться ещё долго, от эмиссии проку будет мало – надо придумать что-то другое, чем Бернанке, по всей видимости, и занят.

С другой стороны, повод для запуска эмиссии мог лежать и в политическом поле, в рамках возможного давления Обамы на Бернанке. Вариант «объявляем эмиссию, с 1 сентября её запускаем, наблюдаем всплеск активности, он положительно влияет на рейтинги текущей администрации, Обама переизбирается, а через два месяца страну настигает инфляционный удар – но дело уже сделано» казался весьма вероятным, но и он не реализовался, и вот это куда более интересно.

В США сейчас всё подчинено скорым президентским выборам. На них от демократов идёт нынешний президент страны Барак Обама, от республиканцев по результатам праймериз кандидатом стал Митт Ромни. Кандидат он достаточно сомнительный для значительной части американцев, поскольку является мормоном, эта религиозная группа имеет, скажем так, неоднозначную репутацию в стране – и, похоже, эта странная репутация начинает подтверждаться.

Две недели назад Ромни решил совершить мировой вояж, предъявить себя urbi et orbi – и жестоко оскандалился. Сначала он посетил Лондон и заявил, что тот плохо подготовился к Олимпиаде, мол, я десять лет тому в Солт-Лейк-Сити сделал куда лучше. Британцы возмутились, пришлось как-то отыгрывать назад. В Израиле Ромни назвал Иерусалим столицей страны и заявил, что разница в уровне жизни у евреев и палестинцев вызвана «культурным гэпом». Как сообщили ему помощники, подушевой ВВП различается между этими группами всего лишь вдвое, так что и «культурный гэп» невелик, однако по факту разрыв там двадцатикратный, и из слов Ромни следует, что палестинцы суть недоразвитые какие-то. В Польше сам Ромни изрёк набор банальностей и пошлостей, а его ассистент у могилы Неизвестного солдата (!) обхамил журналистов, в классическом быдло-американском стиле, с активным использованием понятия «задница». Кроме того, выражая соболезнование жертвам трагедии в Висконсине, где преступник расстрелял людей в сикхском храме, Ромни назвал последних шейхами. Хорошо хоть, что не ситхами!

Но самым опасным является тот факт, что месяц тому появилась информация об имевшемся несколько лет назад факте неуплаты налогов Миттом Ромни. Излишне объяснять, что это значит в США. Скандал этот сейчас помаленьку раскручивается и вполне вероятно, что выйдет на полные обороты как раз к осени, к самому разгару президентской гонки. А веселее всего то, что эту информацию, про налоги, раскопали журналисты. Здесь следует учесть, что всякий кандидат в США сначала проходит проверку сопартийцев, которые прочёсывают его прошлое на предмет всяких нелицеприятных историй. Ромни эту проверку, очевидно, прошёл – но это ему не помогло.

И здесь возникает предположение, что республиканцы вполне могли намеренно выставить на выборы непроходного кандидата, этакого болванчика, и аккуратно донести эту информацию до Обамы. Причина этого может заключаться в том, чтобы избегнуть сложностей, связанных с управлением страной в текущий кризисный период, избавиться от ответственности. Пусть, дескать, Обама напортачит, мы тем временем через два года возьмём ещё и большинство в Сенате, сможем влиять на ситуацию, не имея при этом прямой ответственности первого лица за происходящее. В таком случае отсутствие эмиссии становится вполне объяснимо – нет необходимости задействовать сейчас этот «резерв главного командования».

С третьей стороны, ситуация в экономике США, конечно, очень далека от идеальной, но и кошмарной её тоже не назовёшь. Статистика подаёт смешанные сигналы: сезон отчётов ожидаемо уныл, но кое-как зашевелилась бывшая в коме пять лет недвижимость. Индекс ISM просел ниже 50 пунктов, указывая на рецессию – но вышли неплохие данные по новым рабочим местам. ВВП явно замедляется, но пока в плюсе. Наконец, июльский дефицит бюджета внезапно показал минимум за пять лет. В общем, экономика худо-бедно живёт – и это тоже камешек на чашу весов, на которой написано «эмиссия не нужна».

Тем интереснее была информация с другой стороны Атлантического океана, из Европы. 2 августа глава ЕЦБ Марио Драги провёл пресс-конференцию, от которой также многого ждали, многого – из разряда реальных действий. Однако реальных действий Драги как раз и не предложил. Он тянет время до ратификации ESM, он пообещал сделать всё что угодно для спасения евро и для поддержания низких ставок по облигациям проблемных стран, он говорил о прорабатываемых планах действий. И – он очень много говорил о том, что своё слово должны сказать политики. Означает ли это, что и он осознал, что одними лишь вливаниями ликвидности и выкупом облигаций европейских проблем не исправить? Увы, это вопрос, на который ответа нет.

Итак, ликвидности спекулянтам не дали. Рынки держатся на надеждах и обещаниях. Финансисты кивают на политиков. Фундаментальных улучшений в экономической ситуации нет и быть не может. Заканчивается сезон отпусков.

Осень будет жаркой.

Метки:
США, ФРС, инфляция, ЕЦБ

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены