Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Вытягивающий проект развития промышленности России через развитие торговли

21.05.2015

Актуальность проекта

Сегодня в России остро встали вопросы импортозамещения,  развития собственных производственных мощностей и увеличения числа инновационных предприятий. В условиях падения доходов по всем секторам экономики и сжатия конечного спроса решение данного вопроса значительно усложняется.  Видно, что денежные вливания в промышленность не дают и не дадут существенного эффекта. Пока деньги, вложенные государством в реальный сектор, только помогли поддержать крупные производственные предприятия на плаву. При этом достичь развития реального сектора, внедрения в него инновационных технологий и т.п. в крупных масштабах не удалось.

Мы предлагаем альтернативный подход для придания импульса к созданию инноваций и росту промышленности. Этот подход основан на простом экономическом законе: «спрос рождает предложение». Дело в том, что какие бы инновации ни разрабатывались для предприятий,  и какие бы новые продукты ни удавалось производить талантливым  изобретателям, запуск их в производство будет малоэффективным  в случае низкого спроса на рынке. Поэтому первичной задачей для запуска процесса по внедрению инновационных способов производства и созданию новых продуктов является обеспечение волны спроса, которая обеспечит производителей продукции стимулами для увеличения уже существующих товаров и создания новых товаров.

Современная экономическая система основана на массовом производстве товаров.  Такое производство возникло в ответ на процесс постоянного расширения рынков и развития в мире новых форматов торговли. Исторически именно за развитием торговли шло развитие промышленности. Большой спрос на тот или иной товар заставлял производителей реагировать на него внедрением технологий для увеличения объёмов производства товаров. Шло совершенствование технологий, появлялись новые продукты, которые с успехом продавались на растущих рынках. Появлялись новые форматы торговли, адаптированные под массовое производство (в первую очередь сетевые торговые структуры).

В мире эти процессы шли на протяжении последних ста лет. Активное развитие международной торговли стало основой для современной экономической системы (системы разделения труда) ориентированной на массовое производство продукции. Структура такой экономики предполагает существование транснациональных компаний и глобальных торговых игроков, контролирующих основные каналы сбыта продукции. Большинство развитых торговых форматов ориентировано на производителей продукции массового спроса, которые могут обеспечить торговлю крупными объёмами по относительно низким ценам по всему миру. Производственные же гиганты обладают мощностями, которые позволяют покрыть товарами достаточно большую долю мирового рынка.  

Проблема в том, что большая часть маржи от реализации продукции уходит тем, кто контролирует каналы сбыта продукции (транснациональным компаниям, крупным оптовикам на уровне стран и городов, торговым сетям с развитой логистической системой).  Иначе говоря, большую часть прибыли в современной экономике получают представители торговли в различных ее проявлениях. При этом в силу преимущественного развития массовых производств и созданных под них форматов торговли, производителям, не имеющим возможность работать в массовых масштабах, значительно сложнее встроиться в современную торговую систему, так как они не могут на равных конкурировать с крупными производителями. Представителям торговли выгоднее продавать продукцию крупных производителей, поскольку те  могут обеспечить более низкую цену и бесперебойные поставки товара на полки. Мелким же производителям остается либо создавать собственные каналы сбыта, что достаточно дорого и требует наличия существенного предпринимательского таланта у руководителей, либо сотрудничать с крупными торговыми сетями на, де-факто, грабительских для себя условиях, когда большая часть маржи от производства продукции уходит торговцам. Сами же производители получают минимум от продажи своих продуктов через контролируемые крупными торговцами каналы сбыта.

Если в масштабе всей мировой экономики такая схема не сильно вредит развитию промышленности, то на уровне отдельных стран это провоцирует существенные перекосы и приводит к деградации национальных производств и зависимости страны от импорта, что хорошо видно на примере России.

 

Особенности развития торговли в России

История развития торговли в РФ берет начало после распада СССР и, соответственно, распада системы государственного снабжения.

В 1990-е годы российская торговая система фактически начала формироваться с нуля. Её отличали стихийные рынки, «челноки», маленькие магазинчики у дома с набором необходимых продовольственных товаров. Тогда же начал формироваться новый формат торговли, позаимствованный с Запада. Формат, который ориентировался на массовое производство продукции – торговые сети. В 1994 году в Москве открывается первый продовольственный супермаркет «Седьмой континент»  и нынешние лидеры торговли бытовой техникой – «М.Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо». При этом промышленность России, находящаяся в полуразваленном состоянии, была просто не способна заполнить полки новых магазинов продукцией. Поэтому в основном сети торговали импортом, хлынувшим на открывшийся постсоветский рынок. Иностранные производители товаров массового спроса очень быстро проникли на пустой рынок и заняли прочные торговые позиции, «застолбили» каналы сбыта для своей продукции в России. Российские же производители, которые и так оказались в тяжелом положении после развала страны, не выдерживали конкуренции с иностранцами и выбывали с рынка.

В дальнейшем развитие торговли в нашей стране шло в основном с ориентацией на импортные товары или товары с высоким содержанием импортных составляющих. После кризиса 1998 года, когда произошло сильное подорожание импорта из-за девальвации рубля, в российском производстве произошло некоторое оживление. Некоторые производители товаров, в основном продовольственных, подстроились под сетевой формат, требующий массового производства продукции, внедрив на предприятиях западные технологии и стандарты производства. Большинство из них до сих пор находится на рынке.

Еще один тренд, запущенный уже в тучные 2000-е – приход в страну иностранных сетей, что наравне с развитием собственных сетевых форматов дополнительно подтолкнуло развитие ввоза в страну импортных товаров, а иногда и целых импортных производств. Именно в 2000-е активно начали открываться сборочные цеха иностранных производственных гигантов, обеспечивающие продукцией растущие сети. Много заводов ТНК открылось в пищевой отрасли, отрасли бытовой химии и бытовой техники. Именно их продукция заполняла полки растущих сетей. При этом прибыль от сбыта продукции распределялась между ТНК и торговцами. Сугубо российские же производители в этой цепочке участвовали очень опосредовано, если вообще участвовали, и получали мизерную часть прибыли от запущенных в экономике страны процессов. Конкурировать с продукцией ТНК на полках сетей смогли только единицы российских производителей. При этом тренд для развития национальной промышленности в результате развития сетевого формата торговли задан не был. Напротив, он скорее притормозилрост чисто российских производств.

На наш взгляд, причиной такой ситуации является низкий уровень развития торговли в России вкупе со специфичностью такового. Около 25% в обороте розничной торговли сегодня занимают сети, причем такие форматы преимущественно развиты в продовольственной сфере, бытовой химии, косметике и бытовой технике. В меньшей степени эти форматы работают на рынке мебели и стройматериалов (в основном представлены в крупнейших городах России). 75% оборота – это совершенно разрозненные форматы (мелкие магазины, ларьки, ярмарки, рынки), которые не обеспечивают производителям стабильного потока заказов на их продукцию.

С оптом ситуация еще сложнее. Формат оптовой торговли в России вообще не отличается технологичностью и проработанностью всех механизмов функционирования оптовых торговцев. Зачастую у оптовых закупщиков плохо проработана логистика, что также говорит не в их пользу. Это значительно повышает издержки торговли через оптовиков и опять-таки при низкой марже самих производителей задает высокую цену товара для конечного потребителя. Большая часть маржи уходит оптовым закупщикам.

В таких условиях на сегодняшний день выжили и даже активно растут только те из представителей российской промышленности, кто развивал собственные сбытовые системы, включающие и систему логистики. Развив сбыт, обеспечив себе бесперебойный рост заказов, они начали совершенствовать и производство, внедрять технологии для увеличения объёмов производства с параллельным удешевлением производства единицы продукции. Иначе говоря, обеспечение спроса на продукцию дало производителям спрос на технологии, запустило процесс формирования инноваций внутри производства и (в некоторых случаях) привело к удешевлению продукции, что позволило увеличить ее конкурентоспособность даже по сравнению с продукцией, произведенной в Китае.

Но к успеху такие производители шли еще с начала 2000-х годов, сделав за это время существенные вложения денег и времени. В современной экономической ситуации развитие собственных сбытовых систем мало кто сможет себе позволить. Внедриться же на полки существующих сетей новым производственным предприятиям также будет достаточно сложно. На развитие формата производства, соответствующего запросам сетей уйдёт время и опять-таки деньги.

Однако запуск новых  и поддержка существующих производств необходимы российской экономике не только для развития, но и для элементарного выживания.

Мы считаем, что без обеспечения системы сбыта для продукции этих производств, они попросту не будут созданы. Должен появиться побудительный мотив для их запуска, для разработки новых продуктов и внедрения инноваций. Единственным побудительным мотивом к этому может стать полномасштабный запуск волны спроса на российскую продукцию.

Такой запуск можно произвести через направленное формирование системы торговли в России, которая позволит организовать сбыт продукции, произведенной на различных видах предприятий (от самых мелких инновационных стартапов до крупных заводов). Системы, в которой каждый продавец сможет найти своего покупателя. При этом она должна быть сформирована единовременно по заранее прописанным правилам и стандартам и включить в себя сразу большое количество участников рынка. Это возможно сделать только при участии в этом процессе органов государственной власти.

 

Проект по созданию системы торговли

Мы предлагаем запустить проект по формированию системы торговли в России, основанные на принципах государственно-частного партнерства. Развитие торговли должно послужить для вытягивания всех производственных цепочек на новый уровень развития и обеспечить рост российских производственных предприятий, особенно предприятий с инновационной составляющей.

Цель проектасозданиев России системы торговли, побуждающей производителей к расширению производства и разработке и использованию инноваций. Для достижения поставленной цели создаваемая система торговли должна решить следующие задачи:

·значительно расширить прежние и создать новые каналы сбыта для российских производителей в целом и для инновационных компаний в частности;

· обеспечить российских производителей, поставщиков сырья и конечных покупателей единой информационной базой, через которую они смогут получать актуальную информацию о предложениях друг друга и на основе которой они смогут формировать свою торговую тактику и стратегию;

· обеспечить развитие логистической системы страны для достижения максимально коротких сроков поставки товаров из любой точки страны до конечного покупателя.

Такая система потребует одновременного развития торговли, логистики и информационных технологий. В результате при ее создании кроме основной цели будут достигнуты и побочные эффекты по развитию российского сектора IT и инфраструктуры под новые логистические сети, в перспективе могут появится новые локусы роста.

Для государства эта система принесет:

· прибавление темпов роста ВВП страны (в современных условиях темпы роста ВВП могут быть увеличены, по экспертным оценкам, на 1-2% роста в год, что даст более триллиона рублей экономического эффекта);

· актуальную информационную базу по большинству экономических субъектов, ведущих деятельность на территории РФ и взгляд «сверху» на производственные цепочки во всех отраслях экономики страны, фактически, взгляд на всю экономику в целом;

· возможность выдавать точные прогнозы развития экономики страны основываясь на анализе данных, отражающихся в системе в оперативном режиме;

· возможность, при необходимости, осуществлять контроль цен и конкуренции;

· мощнейший инструмент управления экономикой,который дает возможность точечно влиять на отдельные звенья производственных цепочек и корректировать их деятельность, исходя из общего видения ситуации в экономике.

 

Приглашаем к сотрудничеству всех тех кто заинтересован в таком проекте.

 

Контакты

Сайт: http://www.neoconomica.ru/     E-mail: info@neoconomica.org    Тел.: 8-910-436-10-21 (Анна Кузьмина)

Метки:
Россия, бизнес в России, Будущее

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены