Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Опасный прецедент

20.11.2014

 Самым обсуждаемым законопроектом ноября по праву можно назвать проект поправок в Налоговый кодекс, предполагающих ввести местные сборы (от 6 до 600 тыс. руб.) для субъектов малого бизнеса. В частности такие сборы вводились бы для прачечных, парикмахерских и даже платных туалетов. Всего в список попало 22 вида деятельности.

Размер сбора должен был зависеть от вида деятельности и от некоторых других факторов, установленных в поправках. Например, от размера помещения. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. м предприниматель должен был заплатить по 6 тыс. руб. Если зал меньше или его нет, предприниматель выплачивал бы 600 тыс. руб. в квартал. Муниципалитетам давалось право уменьшать ставки до нуля или увеличивать до 10 раз. С 2015 года планировалось введение таких сборов только в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Такие поправки вызвали бурю негативных отзывов у представителей бизнеса и экспертного сообщества. После чего пакет поправок в предложенном виде был отклонен на совещании у Дмитрия Медведева. Однако работа над предложениями по введению сборов для малого бизнеса будет продолжаться. Предполагается значительно смягчить ставки сборов и уменьшить количество видов бизнеса, попадающих в число плательщиков. Окончательные результаты рассмотрения поправок будут известны в ближайшее время.

Сейчас хотелось бы не столько обсуждать будущие поправки, детали которых нам в любом случае пока не известны, а поговорить о самом факте начала работы над поиском новых источников пополнения бюджета.

Лиха беда начало

Разговор о возможности введения сборов для малого бизнеса Председатель Правительства Дмитрий Медведев начал еще весной. На совещании 14 ноября он продолжил: «Надо, чтобы и малый бизнес выполнял свою часть социального контракта, вносил свой вклад в копилку национального богатства, платил налоги, не использовал сомнительных схем оптимизации, помогал решать задачи местного значения».  При этом глава Правительства напомнил собравшимся, что государство, несмотря на «крайне непростую ситуацию», все же не пошло на повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и введение налога с продаж, таким образом показав, что государство идет на уступки бизнесу, после которых и бизнес должен пойти на уступки ему: перестать использовать теневые схемы «оптимизации» налогообложения и помогать стране в тяжелые времена кризиса.

Медведева и все правительство в его лице, конечно, можно понять. Бюджеты многих регионов находятся на грани дефицита. При этом цены на основной источник доходов страны – нефть - падают (падение с июня составило около 30%) и достаточно трудно прогнозировать изменение цен в ближайшей перспективе, не говоря уже о годовом прогнозе.

Не радует и ситуация с экономикой:

по самым оптимистичным прогнозам Минэкономиразвития ВВП России на конец текущего года составит 0,5%, а в 2015 году некоторые эксперты ждут спада на 1,2%;

быстрыми темпами растет инфляция (в октябре с начала года она составила 7,1%); продолжает девальвацию рубль;

предприятия и финансовые сектор все больше испытывает на себе последствие от экономических санкций.

Так же давит политическая обстановка.

Естественно, что при таком состоянии экономики руководство страны будет предпринимать любые шаги для увеличения источников наполняемости бюджетов, особенно региональных, которым постоянно приходится перечислять деньги из федерального бюджета для исполнения регионами своих обязательств.

Малый бизнес: спасаем себя или бюджет?

И данный пакет поправок – первый шаг в поиске таких источников. Правда начали с одних из самых слабых звеньев экономики в России. Малый бизнес испытывает на себе кризисные явления один из первых.

По расчетам разработчиков поправок Москва в 2015 году могла бы получить от сборов для малого бизнеса до 3 млрд.руб, а к 2016-2017 году эта цифра увеличилась бы до 10 млрд.руб.

Возможно в первые месяцы введения сборов и можно было бы ожидать объемов более менее приближенных к плановым. Однако не понятно, как чиновники и депутаты учитывали потери по собираемости сборов от закрытия большого количества малых предприятий в случае введения данных сборов и учитывали ли вообще.

А закрытие многих из них действительно оказалось бы неизбежным, учитывая, что средняя квартальная выручка по малым предприятиям, особенно подпадающим под сборы, парикмахерским и мелким предприятиям общепита не превышает 600 тыс.руб. – средней суммы сбора, которую планировалось брать по проекту поправок.

Бизнес в целом по стране сейчас испытывает не лучшие времена. Уже сейчас по стране идет снижение спроса на товары и услуги, связанного с повышением цен и ростом нестабильности в стране, склоняющего население к сбережениям. Так же в ближайшем будущем можно ожидать серьезного роста безработицы, а значит и значительного снижения доходов населения. В такой ситуации люди начнут экономить на всем и в том числе на услугах. Стричься пойдут не в салон красоты, а в парикмахерскую попроще. Есть будут не в кафе, а дома и т.п.

В одной Москве, где у многих выработалась привычка посещать кафе и рестораны, и в которой уровень доходов значительно выше, чем в регионах, наблюдается снижение спроса на предприятия общественного питания на 20% вне зависимости от того дешевое это кафе или дорогой ресторан.

Еще одна проблема бизнеса - растущие издержки. Растут цены на российские товары, а девальвация рубля повышает цены на импорт. Все это приходится перекладывать на потребителей услуг. Тут к бизнесу претензий быть не может, но понятно, что спрос от роста цен повышаться не будет.

В итоге, бизнес оказывается зажат между молотом - сжимающимся спросом и наковальней – растущими издержками. И в такой момент из Думы поступает новость про дополнительную нагрузку в виде сборов. Что на это может сказать бизнес-сообщество? Как должны реагировать отдельные представители малого бизнеса?

Поднявшаяся волна протестов вполне понятна и закономерна. Сейчас вопрос только в том, сможет ли бизнес отстоять свои права и не допустить введения дополнительных поборов. Причем уровень ставок тут большой роли уже не сыграет. В условиях, когда малый бизнес и так оказывается на краю пропасти, любое увеличение налоговой нагрузки может быть для него фатальным.

Кроме того, от увеличения ставок для малого бизнеса из сферы услуг пострадает и крупный бизнес. Дополнительные издержки по сборам «малыши» будут закладывать в цену своих услуг, а значит будут расти и издержки крупных предприятий, пользующихся ими. Так, например, рост услуг по перевозкам повысит издержки логистики промышленным предприятиям и т.п. В результате негативный эффект от повышения налогов в одном сегменте экономики пройдет по производственным цепочкам и скажется на всей экономической системе.

История лучший учитель

Ясно, что властям страны тоже деваться некуда и они будут улучшать состояние бюджета через увеличение налоговой нагрузки сначала на бизнес, затем на другие группы налогоплательщиков (по мере выработки ресурса). Вопрос только в том, насколько далеко они зайдут в попытках получить деньги в краткосрочной перспективе, не думая о будущем налогоплательщиков, которые окажутся не в состоянии платить налоги. При его решении им полезно было бы заглянуть в историю и вспомнить, что происходило в нашей стране не так давно.

Опыт необдуманной налоговой политики, рассчитанный, исходя из необходимости латания дыр муниципальных и региональных бюджетов, уже был в 90-е годы.

12 декабря 1991 г. в законе об основах налоговой системы РФ был закреплен достаточно длинный перечень из 22 налогов, устанавливаемых на местном уровне. Среди них были налоги, которые существуют до сих пор, например, такие как налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но встречались и довольно нестандартные (сбор с владельцев собак, сбор за право проведения кино- и телесъемок).

Однако даже такое количество налогов не обеспечивало наполняемости местных бюджетов. Уже тогда было очевидно, что налоговая нагрузка находится на критическом уровне и население близко к тому, чтобы начать скрываться от налогообложения. Но федеральная власть вместо того, чтобы подумать об альтернативных способах наполняемости бюджетов, решает еще больше увеличить налоговую нагрузку и дать дополнительные полномочия субъектам и муниципалитетам по введению новых налогов.  В декабре 1993 г. указом президента региональным и местным властям предоставляется право вводить налоги за пределами установленного  законом "Об основах налоговой системы РФ" списка. В результате стало быстро расти число действующих в России налогов. В период 1994 – 1996 гг. в 24 регионах были введены местные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. Среди вводимых налогов были: налог на содержание излишнего поголовья дойных коров (Башкирия), налог за использование иностранных алфавитов в названиях предприятий (Курская, Липецкая, Орловская области), налог за освещение фасадов зданий (Московская область), налог за проезд по автодорожному мосту (Саратовская область) и др. По различным оценкам их количество к 1996 г. достигло 200.

Но и это не помогло местным бюджетам. Несмотря на избыточное количество налогов, местные бюджеты не преодолели дефицитов. Налоговая "свобода" привела только к ухудшению налогового климата. Большинство местных налогов относилось к числу "раздражающих" и не оправдывало даже затраты на их сбор.

Муниципалитеты, вынужденные действовать спонтанно,  получали доходы, как могли, не задумываясь о последствиях своей политики. Главное для них было наполнить бюджет сейчас. Как их будут платить предприниматели и способны ли вообще налогоплательщики тянуть тяжелую налоговую нагрузку, их не интересовало.

Более того, им не нужно было отчитываться перед центром за вводимые налоги (самому центру тогда было не до муниципалитетов), их главной целью на том этапе было выживание.

В таких обстоятельствах чиновники решили реагировать на проблемы по мере их поступления. Нет денег – значит надо их найти. Подействовали сиюминутные меры (вроде увеличения количества налогов) – хорошо. Прекратят действовать, тогда уже можно будет подумать о других механизмах, способствующих наполнению бюджета.

Но такие принципы в области налоговой политики привели к тому, что у населения сложилось отрицательное восприятие местных властей. Усугубило это восприятие то, что, несмотря на высокие поборы, муниципалитеты не обеспечивали высокого качества услуг, за которые они были ответственны (образование, здравоохранение, дороги, ЖКХ и т.д.).

В итоге стало ясно, что излишняя налоговая самостоятельность не помогла муниципалитетам решить их финансовых проблем, и в некоторой степени даже навредила экономике муниципалитетов (увеличение налоговой нагрузки сдерживало развитие предприятий).

18 августа 1996 г. Б. Ельцин подписал указ № 1214" О признании утратившим силу п.7 указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 " О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 г.", предложивший региональным и местным властям с 1 января 1997 г. отменить налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством. С этого момента перечни региональных и местных налогов и сборов, установленные федеральным законом, снова стали закрытыми и не подлежащими расширению на территориальном уровне.

Но ноябрьский прецедент с попыткой ввести сборы на малый бизнес вновь открыл вопрос о предоставлении регионам и муниципалитетам источников для увеличения своих доходов. Во что это может вылиться пока говорить рано. Сейчас остается только наблюдать за, разворачивающейся на наших глазах, кампанией по спасению российского бюджета и надеяться, что сказка про «Приключения Чипполино» так и останется сказкой. 

Опубликовано в Эксперт Татарстан №10-11(5)

Метки:
Кризис, Государство, Россия, реальный сектор, бизнес в России, Будущее, бюджет, облигации, налоги

 
© 2011-2018 Neoconomica Все права защищены