Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Кредит "Революционный"

16.12.2013

С поганой овцы хоть шерсти клок.

– Пословица

Вторник, 10 декабря, порадовал россиян милым и чудесным, как это называется, инфоповодом. Россия и Куба подписали соглашение, в соответствии с которым Куба избавляется от необходимости выплачивать РФ $29 млрд. советского ещё долга. Москва решила простить кубинцам эту сумму из общего объёма долга в $32 млрд. на том условии, что Гавана таки соизволит выплатить оставшиеся $3,2 млрд. в последующие десять лет. Сразу стоит отметить, что речь идёт о сумме весьма существенной – $29 млрд. по нынешнему курсу эквивалентны примерно 950 млрд. рублей; для сравнения, сочинская Олимпиада совокупно стоит стране примерно полтора триллиона рублей, а бюджет всей системы образования в стране в 2013 году – 627 млрд. рублей.

Понятно, что предварительное соглашение должно быть ещё одобрено парламентами стран – но в том, что это произойдёт, сомнения нет. Кубе выражать недовольство, очевидно, совсем не нужно, а наш "взбесившийся принтер" бодро и радостно подмахнёт всё, что будет угодно исполнительной власти. Соответственно, 90% задолженности, изрядная часть которой образовалась ещё во второй половине 80-х годов прошлого века, когда уже находящийся на последнем издыхании и имеющий свой спектр финансовых проблем Союз кредитовал дефолтную Кубу, будет полностью потеряно для России.

Надо сказать, что прецеденты списывания сумм схожего порядка уже были. Здесь можно вспомнить легендарный дефолт Аргентины, случившийся на рубеже веков, тогда страна отказалась оплачивать обязательств на более чем $132 млрд. Из недавнего прошлого на ум приходит греческое списание, произошедшее в марте прошлого года, по итогам которого их долг уменьшился вдвое – более чем на €100 млрд. При этом, надо сказать, реальные потери инвесторов составили примерно 75% от вложенных средств, поскольку часть долга была именно что списана, а часть реструктурирована на меньший процент и больший срок погашения.

Отличие, однако, ситуаций заключается в том, что в этих случаях были проблемы с выплатами по облигациям – которые принадлежали широкому кругу инвесторов. В случае с Кубой речь идёт о прямом кредите между правительствами – и все потери не распределяются по большому количеству кредиторов, а ложатся на одни плечи. Российские.

Понятно, что такое развитие событие России в целом совершенно невыгодно. Детали этого соглашения пока утрясаются дипломатами двух стран, Куба старательно прикидывается бедной овечкой и настаивает, что даже выплата $320 млн. в год крайне тяжела для бюджета, обещает взамен подписание авиационных контрактов. В принципе это, конечно же, так и есть – но, если подходить по уму (что, увы, достаточно странно в отношении нынешней российской власти), то такая ситуация должна быть основанием для тщательных и системных переговоров о реструктуризации долга, а не о его прямом прощении.

Надо сказать, что развитые страны весьма редко списывают проблемные или даже безнадёжные займы другим странам. Примером этому может быть история с французскими займами, которое ещё в I Мировую войну брало царское правительство. После Октябрськой революции большевики платить эти долги отказались – но вопрос об этих долгах снова всплыл многие десятилетия спустя, на фоне краха СССР. Дело в том, что долг, вообще говоря, очень хорошо конвертируется во влияние. Чем больше долг – тем, по идее, больше и влияние на должника. Соответственно, и списание долгов становится возможно только в ответ на передачу тех или иных ценных активов, либо же в обмен на столь же значимые преференции.

Если пофантазировать немножко, российским властям следовало исходить именно из этого, торгуясь с Кубой – и вариантов здесь множество. Те же авиаконтракты – но не конкурсные, а 100%-е. Столь же эксклюзивный доступ на шельф. Полукурьёзный вариант: Куба гонит на экспорт ром, но бутылки для него закупает испанские; соответственно, можно было бы поставить вопрос о перехвате этого рынка в обмен на облегчение долгового бремени. Раз уж начали фантазировать – то можно было бы и вспомнить ст. 7 действующей Конституции, в которой прямо указано, что Россия – социальное государство, и использовать Кубу как всенародную здравницу в счёт уплаты долга. Можно было бы взять в аренду на 49/99 лет участок территории, обустраивая его именно что в туристически-рекреационных целях – заодно на Остров Свободы пошли бы инвестиции и там создавались бы рабочие места.

Наконец, можно было бы вспомнить и о геополитических интересах, поговорить о возвращении в строй центра радиоэлектронного перехвата в Лурдесе, как хоть какой-то противовес американо-британскому "Эшелону". Кроме того, это дало бы Владимиру Путину возможность исправить свой собственный отказ от этого центра в 2002 году. Впрочем, это уже совсем невероятно; мечты, мечты, где ваша сладость? "Мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию", – заявил Владимир Путин буквально только что, в своём Послании Федеральному Собранию. Намёк предельно ясен, безусловно. Проблема, однако, в том, что "отход от гегемонии" должен сопровождаться институционализацией сугубой прагматичности, даже мелочности, в международных отношениях. Этого не наблюдается тоже, наблюдается прямая потеря позиций, заставляющая думать о том, что кубинцы попросту выделили мзду малую для повышения сговорчивости российских чиновников.

Но печальна даже не эта вот конкретная ситуация с Кубой. Очень не нравится тенденция в целом. Начиная с 2000 года, Россия списала очень много долгов – но оно никак не обернулось значимыми выгодами. Судите сами:

  • 2000 год. Списано $11 млрд. Вьетнаму. При этом Вьетнам – это, вообще говоря, крупный рынок сбыта, более 80 млн. населения, и нефть на шельфе. СП между СССР и Вьетнамом – Вьетсовпетро – работает там ещё с 1981 года.
  • 2003 год. Списано $12 млрд. Ираку. Причина – давление США, которые оккупировали Ирак и не хотели, чтобы новое правительство отдавало на сторону деньги
  • 2007 год. Алжир, $4,7 млрд. Нефтяная страна, что характерно.
  • 2007 год. Монголия, списано $11 млрд. Возможно, это покажется странным, но Монголия сейчас – динамично развивающаяся страна, в том же 2007 году рост её ВВП составил весьма неплохие 8,6%
  • 2008 год. Списание долга Ливии на $4,6 млрд. Ливия – поставщик газа в Европу, богатая страна.
  • 2008 год. Ещё одно списание долга Ирака, $7,8 млрд.
  • 2010 год. Списание $172 млн. Монголии.
  • 2010 год. Списание $12 млрд. Афганистану. Понятно, сейчас это чёрная дыра – но в принципе эта страна очень богата полезными ископаемыми.
  • 2012 год. Списание долга странам Африки, объём – $20 млрд.
  • 2012 год. Списание $11 млрд. долга КНДР.
  • 2012 год. Списание $0,5 млрд. долга Киргизии.

При этом никаких списаний долгов России прочими странами за этот период произведено не было, более того, Россия по собственной инициативе, выплачивала долги заранее, ещё и с премией за досрочное погашение.

Грустно это.

За державу обидно.

Опубликовано 14.12.13 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
Россия, Мировая экономика, долги, кредитование, политика

 
© 2011-2018 Neoconomica Все права защищены