Новая теория Материалы О нас Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, виды управленческой деятельности, бюрократия, фирма, административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, исламские финансы, социализм, Япония, облигации, бюджет, СССР, ЦБ РФ, финансовая система, политика, нефть, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, бизнес в России, реальный сектор, деньги
 

Комментарий: Об эффективности борьбы с коррупцией

25.04.2013

Усиление контроля и ужесточение правил – общепринятые меры борьбы с коррупцией. Собственно, это первое, что приходит в голову любому человеку, который в том или ином качестве сталкивается с этой проблемой. И неважно, рядовой это гражданин («Сталина на вас нет!»), или человек, облеченный властью.

Эти меры регулярно применяются как в нашей стране, так и за рубежом – и их результативность достаточно хорошо известна. Как только они внедряются – коррупция снижается, иногда, если речь идет об очень жестких мерах, достаточно серьезно. Но затем обязательно опять начинает расти, и часто до более высокого уровня, нежели первоначальный.

Коррупционеры находят лазейки, позволяющие им обходить новые правила и ограничения. Контроль со временем слабеет, превращается в рутину. Коррупция проникает в органы контроля. Собственно, это и объясняет, почему новый уровень коррупции становится все выше и выше: приходится делиться со все большим количеством участников процесса. Плюс компенсация возросших рисков, плюс желание возместить «потери», понесенные в период вынужденной малой активности.

Рано или поздно все приходится начинать по новой. Борьба с коррупцией с помощью драконовских мер – это, к сожалению, бесконечный процесс, которым можно заниматься сколь угодно долго.

Я считаю, что борьба с коррупцией – ложная цель. Настоящей целью должно являться упорядочивание системы государственного (и муниципального) управления. Чиновник должен четко знать, каких целей он должен добиваться, какими ресурсами он для этого может располагать, и какое вознаграждение (в том числе и повышение статуса) его ждет. Ну и, естественно, какую ответственность он несет в случае, если цели не будут достигнуты.

К сожалению, сложившиеся системы управления далеки от этого идеала. Цели, если они и ставятся, размыты. Ресурсы никогда не определенны и их получение, как правило, определяется отношениями с вышестоящим начальством, а не с характером стоящих задач. Оценка деятельности, вознаграждение и ответственность, опять-таки, определяются мнением руководства. Никакой четкой системы нет.

Создание такой системы, на мой взгляд, позволило бы гораздо более эффективно бороться с коррупцией, нежели любые меры, непосредственно направленные против этого явления.

 

Опубликовано в "МК-Поволжье" 17-24 апреля 2013 г.

Метки:
Управление, Россия

 
© 2011-2024 Neoconomica Все права защищены