Новая теория Материалы О нас Приглашение к сотрудничеству Услуги Партнеры Контакты Манифест
   
   
 
Материалы
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПРОЧИЕ ТЕМЫ
Корея, Ближний Восток, Индия, ex-СССР, Африка, проектная деятельность/проектировщики, аврально-опытная деятельность (АОД), рутина, виды управленческой деятельности, иерархия, бюрократия, национальное государство, инвестиционный климат, фирма, пузырь, Административная реформа, налоги, фондовые рынки, Южная Америка, Великобритания, исламские финансы, золотой стандарт, социализм, капитализм, МВФ, Япония, рейтинги, облигации, бюджет, СССР, наука, ЦБ РФ, рубль, финансовая система, политика, нефть, финансовые рынки, финансовый пузырь, прогноз, евро, Греция, ЕЦБ, кредитование, экономическая теория, инновации, инвестиции, инфляция, долги, недвижимость, ФРС, доллар, QE, бизнес в России, реальный сектор, финансовый сектор, деньги, администрирование
 

Галера по-американски

12.11.2012

"Le Roi est mort, vive le Roi!"

-- Французская фраза, произносимая при коронации нового монарха по смерти предыдущего

Обама, конечно же, вполне живой. Да и королём, унаследовавшим трон, назвать его нельзя, хоть он и является правителем страны. Но это частности, которые в данном случае можно проигнорировать, так что историческая фраза "Король умер, да здравствует король" вполне допустима. Можно порадоваться за американцев и успешно проведённую ими процедуру обновления власти.

Помнится, В.В.Путин на пресс-конференции перед президентскими выборами 2008 года заявил "эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил". Эвфемизм неплохо прижился – новый старый президент США Барак Хуссейн Обама остаётся на своей американской галере. Но после этого возникает вполне закономерный вопрос – а что же дальше? В какого рода сражениях придётся ей участвовать?

Первая проблема, с которой придётся столкнуться обновлённой администрации США – это, конечно же, т.н. "фискальный обрыв" (fiscal cliff), представляющий из себя запланированное на начало января 2013 года автоматическое прекращение действия ряда налоговых льгот и урезание некоторых статей бюджетных расходов. Появился он в результате баталий между демократами и республиканцами о повышении потолка госдолга США в июле-августе 2011 года. Тогда было достигнуто консенсусное межпартийное соглашение о повышении потолка заимствований на $2,1 трлн., до $16,4 трлн., при условии сокращения расходов на почти $1 трлн. в ближайшие 10 лет (из них $0,35 трлн. военных расходов), а также создание двухпартийной группы, которая должна будет решить как ещё сокращать дефицит на $1,5 трлн. (здесь могут участвовать как доходы, так и расходы). Однако, если соглашений достигнуть не удастся, то в действие автоматически вступит пакет фискальной консолидации объёмом в $607 млрд за фискальный год, или же $808 млрд. – за календарный.

Более $500 млрд. (порядка 3% ВВП) должно принести повышение налогов, отмена налоговых льгот (например, 2% от налога на зарплату, он платится и работодателем, и работником), а также введение новых налогов для финансирования реформы здравоохранения, которой так гордится Обама. Оставшуюся сумму предполагается сэкономить за счёт сокращения бюджетных расходов – в первую очередь социальных и оборонных. Среди прочего, не будут продлены увеличенные сроки получения пособий по безработице – они снизятся почти втрое, с нынешних 73 до докризисных 26 недель – при этом в настоящий момент в США средняя длительность нахождения в статусе безработного – 40,9 недель, а 41,9% безработных являются таковыми 27 недель и более – и все эти люди, в случае активации пакета мер консолидации, будут лишены средств к существованию.

Проблема в том, что договориться межпартийной рабочей группе пока не удалось, и прогресса здесь не видно: демократы никак не хотят урезать программы соцзащиты и медобеспечения, а республиканцы категорически не желают повышать налоги. Так что, на данный момент времени, падение с обрыва представляется делом весьма вероятным; так, по мнению аналитика BarclaysБарри Кнаппа, она поднялась после выборов с 30 до 50%, видимо, он рассчитывает на оставшиеся полтора месяца (24 декабря Конгресс уходит на рождественские каникулы) и договороспособность американских конгрессменов.

Здесь хотелось бы отметить фундаментальную проблему Обамы. За 4 года своего президентства он нарастил дефицит бюджета США примерно на $1 трлн. в год, и эти деньги через различные социальные программы распределяются среди беднейших слоёв населения, поддерживая, таким образом, совокупный спрос граждан (составляющий порядка 70% от ВВП), каковой и обуславливал слабый, анемичный, но всё же хоть какой рост. Любое, подчёркиваем, любое урезание располагаемых доходов людей (то же изъятие пособий у безработных), неважно, будь это эта его социалка или автоматические меры фискальной консолидации, немедленно приведёт к падению конечного спроса домохозяйств (а там и так не всё гладко – норма сбережений очень низка, а снижение показателя долга к доходу замедлилось) – и соответственному падению ВВП. Со всеми вытекающими проблемами, в том числе, и на политическом поле.

Во что же это выльется? Оценки разнятся, и все они, понятно, негативны. Ожидается рост безработицы до 10-10,5%, чисел, вполне схожих с худшими данными 2008-2009 гг. Падение ВВП США в Iквартале 2013 года может составить от 0,5% годовых по оценке бюджетного управления Конгресса – до 6% по оценке Citi, что представляет из себя угрозу рецессии по итогам 2013 года (они предполагают, что за этим падением быстро возобновится рост – что, по меньшей мере, сомнительно). Инвесторы, кстати, вполне опасаются обрыва – оба торговых дня после выборов, среда и четверг (7 и 8 ноября), закончились снижением индексов, так, DJIAрухнул на 3,11%, также просела цена нефти.

Другой внутренней проблемой Обамы будет, судя по всему, повторение шоу с увеличением потолка госдолка. Выше было указано, что он поднят до уровня $16,4 трлн. ($16394 млрд., если быть точным), при этом в конце сентября подлежащий этому лимиту долг США преодолел планку в $16 трлн, и сейчас он составляет $16174 млрд. Элементарная экстраполяция показывает, что долг достигнет предела как раз к двадцатым числам декабря с.г., тем самым усугубив баталии в Конгрессе (остающемся разделённым в близких пропорциях между демократами и республиканцами) по избежанию фискального обрыва, которые наверняка будут в самом разгаре к этому моменту. И это всё – на фоне жестокого цейтнота, ведь рядом католическое Рождество, каникулы, Новый Год. Как из этой ситуации будет выпутываться страна – совершенно непонятно.

Стоит также отметить тот удивительный факт, что в американской профильной прессе достаточно много опасений по фискальному обрыву – но отсутствуют упоминания про вот эту надвигающуюся проблему с потолком госдолга. А ведь тогда, в 2011 году, американские законодатели целый месяц бодались, приходя к взаимоприемлемым формулировкам соглашения; сейчас им предстоит задача вдвое более сложная. И на фоне всего этого Обама выступает как в некотором смысле персонификация всех проблем страны.

Сложная ситуация также ожадает Обаму во внешней политике. В какой-то момент в ближайшие 4 года ему как-то придётся решать ситуацию с иранской ядерной программой. До полноценного ядерного оружия иранцам ещё далеко – но и его противники (в первую очередь, союзник США – Израиль) сидеть на месте не будут. Дипломатия, санкции, военный удар, "оранжевая революция" под президентские выборы 2013 года в Иране – вариантов много, но решать так или иначе придётся. Вообще, придётся разгребать последствия "арабской весны", а также иметь дело с Китаем, аккуратно противодействуя его амбициям и при этом не доводя дело до открытых конфронтаций – слишком уж США и Китай повязаны экономически и финансово.

Вообще говоря, по итогам президентской гонки в США складывается впечатление, что республиканцы безусловно хотели в ней участвовать, показывать себя, рекрутировать сторонников, утверждать свои взгляды – но не в коем случае не побеждать. Чтобы не получить в итоге необходимость разгребания всех проблем страны – и это, повторимся, при разделённой законодательной власти: после парламентских выборов, прошедших вместе с президентскими, демократы расширили своё представительство в и так контролиуемом ими Сенате, но Палата представителей осталась у республиканцев. Гораздо проще занять критическую позицию, а в 2014 году приложить максимум усилий на следующих парламентских выборах, и уже после этого прицеливаться на выборы 2016 года. А Обама – пусть работает, вытаскивает страну.

Как раб на галерах.

Опубликовано 10.11.12 на портале Бизнес-Онлайн, Казань.

Метки:
США, Кризис

 
© 2011-2018 Neoconomica Все права защищены